Всем доброго здоровья. Мы продолжаем рассказывать об ошибках духовной жизни и христианской проповеди, о которых идет речь в книге о. Петра (Мещеринова) «О некоторых наших ошибках». Мы уже писали о магизме, национализме, отрицательной проповеди и лубке. На сей раз речь пойдет о том, что церковь зачастую воспринимается как «система запретов и долженствований».
Начну с одного любопытного факта. Однажды в книжной лавке при храме я заметил книгу с названием «Евангельский закон». И, конечно, улыбнулся. Вспомните, с какого произведения начинается русская литература. Со «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона! В этом «Слове…» ветхозаветный закон (как система запретов и долженствований как раз) и новозаветная благодать (которая освобождает человека от греха) как раз противопоставляются!
Но наши издатели никак не могут принять свободу))) Они и Евангелие хотят втиснуть в рамки закона, чтобы в Евангелии людям было бы так же тесно, как в каморке монаха. Но не всем же быть монахами.
Я принципиально не против запретов. Более того, для «новоначальных» людей – а иных в церкви я практически не встречал – запреты могут быть полезны. А для иных даже необходимы. Но одними запретами церковь ограничиваться никак не может.
Вернее даже так: запреты необходимы. Но не как цель христианской педагогики. А как некое средство. И – в качестве средства – такое лекарство должно подбираться индивидуально. Вот как пишет о. Петр:
Так как все люди разные, у всех своя мера, то и степень внешней церковности и применимости к каждому дисциплинарных норм Церкви разная, индивидуальная. Смысл Церкви вовсе не в том, чтобы загнать человека в общую всем «схему», но в том, чтобы он, разумно и индивидуально пользуясь теми средствами, которые содержит Церковь, нашел свой путь ко Христу.
Именно в этом смысл любых запретов.
Вспоминается один случай. Как-то на беседу перед крещением ко мне пришли люди. Дама задала мне вопрос: «А можно ли в Великий пост заниматься сексом?» Я начал ей объяснять смысл поста, для чего он нужен, как в этом свете выглядят отношения супругов. Из чего собирался вывести мысль о том, что, как пишет апостол Павел, воздерживаться от секса нужно «на время, для упражнения в посте и молитве» (что уже предполагает некий довольно высокий уровень христианского самосознания у людей). Если же этого сознания нет, то через смысла в воздержании будет не очень много (ну, разве что спортивный интерес – сколько люди смогут прожить без секса). Однако все эти мысли я высказать не успел. Дама перебила меня и прямо сказала: «Слушайте, не нужно нам этих сложностей, вы просто скажите – да или нет?»
На такой вопрос я вынужден был ответить «нет».
Тогда она сказала: «Ну, нет, тогда я поститься не буду».
Да, забыл сказать, она имела в виду секс с мужем.
О. Петр пишет: «Люди боятся, что они потеряют в Церкви свою свободу».
Именно это и произошло в данном случае.
Правда, это уже несколько иной вопрос – если бы женщина дослушала меня, если бы захотела разобраться, то, вероятно, Церковь не ассоциировалась бы у нее исключительно с запретами. Но это уже, как говорят в фильмах, совсем другая история…