Компания BMW основана в Мюнхене в 1917 году. Изначально она специализировалась на производстве авиационных моторов, но в 20-х начала активно производить мотоциклы, а в 30-х – и автомобили. К началу Второй Мировой войны это была крупная компания, регулярно исполняющая правительственные заказы на поставку техники. После ряда покупок к 40-м у BMW был ряд заводов на территории Германии, самые известные из них располагались в Мюнхене и Айзенахе.
Фабрика в Мюнхене специализировалась на производстве мотоциклов, самые успешные из которых – используемые Вермахтом BMW R12 и R71. Завод в Тюрингии занимался сборкой автомобилей под баварской торговой маркой. В 30-е годы он активно выпускал машины серии 300, пользовавшиеся популярностью как среди гражданского населения, так и у офицеров.
Одним из самых знаменитых довоенных BMW – спорткар с индексом 328, являющийся носителем инновационных на тот момент технологий, вроде трубчатой рамы. В массовом сегменте модельный ряд был представлен машинами с индексами 320, 321 и 326. Они выпускались и в годы войны, вплоть до того, как немцам стало не до авто и заводы перепрофилировали на производство военной техники.
В первые послевоенные годы Германия оказалась разделенной на оккупационные зоны, контролируемые СССР и союзниками. Заводское оборудование, техника и лучшие умы вывозились победителями в свои страны как репарации за нанесенный Третьим Рейхом ущерб. Будущее Германии висело в воздухе, о разделении ее на две страны речь еще не шла, и в таких условиях было не до выпуска новых авто.
Мало кто знает, но на этом фоне на рубеже 40-50-х годов прошлого века осуществлялся выпуск авто под маркой BMW «советского» производства. Это были модели с индексами 321, 326 и новая BMW 340. И если первые двое не представляли ничего особенного (они выпускались и до ВМВ), то модель 340 можно назвать первым (и единственным) авто BMW с «социалистической биографией».
Характеристики и особенности EMW (BMW) 340
Внешний вид автомобиля не соответствовал предыдущим моделям и вовсе не был похож на предшественников с характерно выраженными очертаниями, свойственным всем BMW.
Крылья BMW (EMW) 340 сильнее сливались с кузовом, фары были интегрированы в них, а заодно изменили и радиаторную решетку. Автомобиль лишился характерных «глаз», сменившихся треугольными «усами» из параллельных брусьев, из-за чего потерял традиционную «баварскую» внешность. Однако в задней и средней части кузов сохранил черты 326-й модели, разве что передние двери обзавелись выштамповками, продолжающими крылья, а сзади исчезла круглая площадка для внешнего крепления запаски.
BMW (EMW) 340 выпускался в кузове типа седан, с 4 дверьми, подвешенными на двойные петли к центральной стойке и открывающиеся «книжкой». Также мелкой серией производились версии в кузовах типа универсал и фургон. Спереди и сзади авто оснащалось сидениями диванного типа, так как рычаг КПП, по моде тех времен, размещался под рулем. Салон был достаточно просторным, его габариты можно сравнить с современными бизнес-седанами.
Под капотом располагался рядный 6-цилиндровый мотор BMW M78 с рабочим объемом 2 литра, питаемый двумя карбюраторами Solex. Он не сильно изменился в сравнение с моделью 326, но повышение степени сжатия с 6:1 до 6,3:1 и другие доработки головки подняли мощность с 46-50 до 55-57 л. с. Мотор комплектовался 4-ступенчатой МКПП с подрулевым рычагом переключателя. Также, судя по фото некоторых экземпляров, выпускались и авто с традиционным рычагом коробки посредине (хотя возможно, это делали позже, при смене мотора и КПП).
Сколько же стоил такой автомобиль и сколько стоит сейчас.
BMW (EMW) 340 не поступал в массовую продажу как из-за небольших партий выпуска, так и в силу потребности руководствующих персон в служебных авто. Найти сведений о свободной продаже автомобилей в ГДР (и, соответственно, цен в марках) не удалось. Редкие экземпляры, поступавшие в продажу в СССР, стоили, по разным источникам, 15-20 тыс. рублей. Для сравнения, бюджетный «Москвич» 400 имел ценник около 8 тыс., сравнимая по классу (но чуть более современная) «Победа» М-20 продавалась за 16 тыс., а представительский ЗИМ – 40 тыс., при средней зарплате населения в 500 рублей.
Цены отличаются, в зависимости от состояния и степени оригинальности машины. От $1,5-3 тыс. можно взять нечто вида «когда-то это был автомобиль». Но такие машины, даже не будучи сильно гнилыми, обычно «радуют» элементами гаражного ремонта и тюнинга с использованием неродных комплектующих. Найти EMW 340 с мотором и подвеской от «Волги» или «Москвича» гораздо легче, чем с родными силовой установкой и ходовой. Естественно, особой коллекционной ценности такой «Франкенштейн» не имеет.
Для того, чтобы стать владельцем BMW (EMW) 340 в оригинальном состоянии, придется готовить гораздо большие суммы. В нереставрированном состоянии ценники на такие машины начинаются примерно с $10 тыс. Особо ценятся автомобили выпуска до 1951 года, с бело-голубыми шильдиками. За такой авто в отреставрированном состоянии предстоит выложить порядка $50 тыс., и это – только нижний порог.
На данный момент некий реставратор в Москве продает EMW 340 54-го г. в. за $68 000. По словам продавца использовались только оригинальные детали.