Найти тему
Визуал

Знаменитое падение немецкого дирижабля в 20 снимках, которые пересматриваешь раз за разом (1937 год)

Оглавление

Про незавидную участь немецкого пассажирского дирижабля «Гинденбург», сгоревшего дотла за полминуты в мае 1937 года, писано-переписано. Однако недавно я рассказывал про знаменитую фотографию с пассажирским поездом, вылетевшим с вокзала, и по комментариям понял, что многие этот кадр никогда не видели. Возможно, и с «Гинденбургом» та же самая история. Поэтому я не стану пересказывать «Википедию», а покажу много захватывающих дух снимков.

Фото (здесь и далее): ИА ASSOCIATED PRESS, Agence France-Presse. Сейчас – общественное достояние.
Фото (здесь и далее): ИА ASSOCIATED PRESS, Agence France-Presse. Сейчас – общественное достояние.

«Гинденбург» можно назвать воздушным «Титаником». Они даже по размерам похожи. Цеппелин тоже делали с размахом. Огромный – длиной в 245 метров, могучий, роскошный. Многие считали, что будущее воздухоплавания именно за дирижаблями. Еще бы, ведь перелет через Атлантику теперь занимал всего два с половиной дня, а не в два раза больше – на хорошем пароходе. Не укачивало, комфортно, безопасно…

Кадры кинохроники: Prelinger Archives/Pathé.
Кадры кинохроники: Prelinger Archives/Pathé.

Кхм-м... Честно, в целом дирижабли надежнее и безопаснее самолетов. Они проигрывали «битву в воздухе» по другим причинам: низкая скорость, плохая маневренность, высокая цена обслуживания. Но именно крах «Гинденбурга» окончательно вывел дирижабли из игры.

На борту «Гинденбурга» было 97 человек: 36 пассажиров и 61 член экипажа. В нашей «Википедии», кстати, перепутано, кого было больше.

9 мая 1936 года – за год до. Наземная команда помогает приземлиться «Гинденбургу».
9 мая 1936 года – за год до. Наземная команда помогает приземлиться «Гинденбургу».

Билеты стоили порядка 400 долларов. Огромная сумма по тем временам, на нынешние деньги – тысяч семь. Бизнесмены, политики, артисты летали с комфортом (хотя каюты все же небольшие – 3 квадратных метра).

Цветное фото: Федеральный архив Германии.
Цветное фото: Федеральный архив Германии.
Еще один снимок столовой.
Еще один снимок столовой.

Это был первый из 10 намеченных на 1937 год полетов «Гинденбурга» через Атлантику. Из Америки, кстати, планировали лететь больше пассажиров – собирались в Англию на коронацию Георга VI, отца «вечной» Елизаветы II.

Фото Agence France-Presse, апрель 1936 года.
Фото Agence France-Presse, апрель 1936 года.
На кухне работала целая бригада поваров.
На кухне работала целая бригада поваров.

В 1936 году «Гинденбург» уже летал в США, поэтому ажиотаж вокруг полета стоял меньше, как прежде. Тем не менее, величественный дирижабль снимали много и охотно на всем пути.

«Гинденбург» пролетает над Нью-Йорком.
«Гинденбург» пролетает над Нью-Йорком.

6 мая 1937 года дирижабль достиг Нью-Йорка. Капитан Макс Прусс, чтобы развлечь пассажиров и зевак на земле, велел пролететь рядом с Эмпайр-стейт-билдингом (на тот момент высочайшее здание в мире).

Фото: ASSOCIATED PRESS/Общественное достояние.
Фото: ASSOCIATED PRESS/Общественное достояние.

Дирижабль летел так низко, что люди на смотровой площадке Эмпайр-стейт-билдинга и пассажиры цеппелина хорошо видели друг друга и радостно размахивали руками. Кто же знал, что случится через несколько часов...

Фото: Nationaal Archief/Spaarnestad.
Фото: Nationaal Archief/Spaarnestad.

Фотографий падения сохранилось много. 6 мая 1937 года на американской авиабазе Лейкхерст в 100 километрах от Нью-Йорка было полно прессы. Даже радиотрансляция велась. В восьмом часу вечера дирижабль выровняли, уравновесили, с носа сбросили причальных канаты. И вдруг!

Фото: Мюррей Беккер/ASSOCIATED PRESS/Общественное достояние.
Фото: Мюррей Беккер/ASSOCIATED PRESS/Общественное достояние.

Что случилось? Есть разные версии, включая саботаж. Но официальная – из-за спешки и резких маневров во время приземления оборвался трос и повредил баллон с водородом. Пошла утечка, а статическое электричество спровоцировало возгорание.

-12

Дирижабль был заполнен высокогорючим водородом, каркас обтянут тканью. Огонь распространился моментально. На глазах у всех меньше чем за минуту «Гинденбургу» пришел конец.

Фото: Мюррей Беккер/ASSOCIATED PRESS/Общественное достояние.
Фото: Мюррей Беккер/ASSOCIATED PRESS/Общественное достояние.
-14

У экипажа и пассажиров были секунды на то, чтобы попытаться спастись. 10 пассажирам и 16 членам экипажа не посчастливилось. В больнице остались еще 9. Но 62-то спаслись!

Фото: Мюррей Беккер/ASSOCIATED PRESS/Общественное достояние.
Фото: Мюррей Беккер/ASSOCIATED PRESS/Общественное достояние.

Среди пассажиров был известный акробат. Подгоняемый жаром и дымом, он выбрался в окно и держался одной рукой, пока земля не оказалась совсем близко. Трюкач отделался лишь поврежденной лодыжкой.

-16

Мальчик на фото – 14-летний юнга Вернер Франц, самый юный член экипажа «Гинденбурга». Беда застала его за уборкой посуды. Ему повезло – окатило водой из огромного лопнувшего резервуара. Парень добрался до люка, через который принимали грузы и со всех ног помчался против ветра.

Фото: ASSOCIATED PRESS/Общественное достояние.
Фото: ASSOCIATED PRESS/Общественное достояние.

Падение «Гинденбурга» попало во все газеты. Оно ознаменовало конец эры дирижаблей. Германия прекратила пассажирские перевозки на цеппелинах, а через пару лет оставшиеся сдали в лом.

-18

Пострадавшим обеспечили лучший уход. Капитан «Гинденбурга» Макс Прусс провел в больнице несколько месяцев, поправился, но до конца своих дней на людях носил искусственный нос.

Фото: ASSOCIATED PRESS/Общественное достояние.
Фото: ASSOCIATED PRESS/Общественное достояние.

На фото – спасшиеся члены экипажа «Гинденбурга». Впереди всех – 14-летний юнга, который в команду попал случайно, в последнюю минуту. Он ушел последним из экипажа – в августе 2014 года.

Фото сделано 9 мая 1937 года.
Фото сделано 9 мая 1937 года.
Понравилась публикация? Ставьте палец вверх, подписывайтесь на «Визуал», ретро-канал для тех, кто любит «разглядывать» историю!