Комбустиология - направление медицины, изучающее тяжёлые и крайне тяжёлые ожоговые поражения. Врачей, которые лечат ожоги и их последствия, немного даже в стране, что говорить про небольшие регионы. Светлана Ячевская - первая и пока единственная женщина-комбустиолог в Тамбовской области.
В комбустиологию идут редко. Это такая специальность, где не каждый приживается. Тяжело - и физически, и морально. Если в хирургии пациента после операции выписывают, как правило, через неделю, то с ожогами - через месяц, а с обширными ожогами - через полгода. У больных после травмы страдает не только кожа, как принято думать. Приходится лечить осложнения ожоговой болезни: пневмонию, язвы с возможным развитием внутренних кровотечений. Кроме того, по-настоящему подавляют пациента внешние изменения его тела. И тут комбустиологи прикладывают все силы, чтобы больному помочь справиться с эмоциями и комплексами.
О наставниках
В ожоговое отделение городской клинической больницы имени архиепископа Луки города Тамбова Светлана Ячевская пришла с образованием хирурга после Саратовского университета. Начинала с нуля - дежурантом по оказанию экстренной помощи. Вызывалась оставаться в отделении на всю смену, чтобы изучать диагностику и методику лечения. Было страшно, но в обмороки от увиденного не падала. Задачу медика знала: спасать людей даже в крайне тяжёлых ситуациях. Её наставниками стали опытные тамбовские комбустиологи Виктор Дедов и Николай Попов. Выполнять ампутации конечности и проводить реконструктивные пластические операции на коже девушка научилась здесь:
- Проходила обучение по комбустиологии в институте хирургии имени Вишневского. Посмотрела, насколько центр оснащён кадрами, оборудованием и подумала, что специалисты тамбовского ожогового отделения руками и головой работают ничуть не хуже. А когда поступили противоожоговые кровати для воздушно-флюидизационной терапии, то и технически не стали уступать столице. Отделение позже посещали врачи из института Вишневского, нареканий по работе не возникло, а мы с удовольствием делились некоторыми методиками лечения, используемыми у нас.
Новые методики
В ожоговом отделении три модели оказания высокотехнологичной помощи. Первая - лечение ожога площадью 30-49 процентов. Вторая - пациенты с ожогами 50 процентов и более, третья - лечение последствий термической травмы, то есть устранение рубцовых контрактур и иссечение рубцов с пластикой местными тканями или одномоментной аутодермопластикой.
- В прошлом году лежал молодой человек с глубокими ожогами площадью 90 процентов. С самого начала госпитализации он был помещен на флюидизирующую кровать. Формировался струп, который надо было убирать. Порядка восьми процентов закрыли при помощи аутодермопластики (замещения поражённой ткани донорским материалом - прим.ред.). Когда такая площадь поражена, то встаёт вопрос: как провести пластическую операцию, если нет донорских ресурсов. Ведь поражено всё тело. Тут помогают флюидизирующие кровати. Реабилитация была длительная, но парень ушёл из отделения самостоятельно. В нашем списке теперь есть спасение ещё одного тяжелобольного пациента, - говорит медик.
Комбустиологи постоянно работают над тем, чтобы внедрить новую методику, позволяющую косметически убрать след болезни.
- Был случай, когда после производственной травмы у молодого человека, помимо формирования рубцов на лице, пошёл выворот нижнего века обоих глаз. Глазная щель полностью не смыкалась, глазное яблоко сохло, а на роговице возникал риск образования язвы. Пациента направили в областную глазную больницу для оперативного вмешательства. Да, операция пройдёт, но след останется. Парня взяли под своё крыло. Для больных расписываем восстановительное лечение, направляем в санатории, где используют сероводородные ванны. Понимаем, в психоэмоциональном плане им труднее всего, - поясняет Светлана Ячевская.
Шанс на чудо
Как говорит заведующий ожоговым отделением Виктор Дедов, комбустиология - это профессия коллективных действий. Здесь безумно трудно работать, но текучки в сфере нет. На вопрос, как спустя столько лет работы Светлана Ячевская осталась внимательным и понимающим медиком, отвечает предельно просто:
- В любой ситуации надо оставаться людьми, работать на общее дело. Моя жизнь разделена на две сфера: работа и дом. Личные проблемы не должны мешать профессии. Каждое утро нужно входить в палату, улыбаться и желать пациентам скорейшего выздоровления. Лечение ожогов - сложнейшая сфера, но даже в крайне тяжёлых случаях оставляем шанс - верим в чудо. Иногда оно случается. Мы можем только спрогнозировать, а вот ставит точку кто-то наверху.
Оперативное лечение, как и реконструктивно-восстановительные операции при рубцовых кожных деформациях и контрактурах, проводятся бесплатно по полису ОМС. Траты на лечение тяжёлой ожоговой травмы с повреждением большой площади кожного покрова - колоссальные. На одного пациента уходят около 750 тысяч рублей, но разве это можно сопоставить с жизнью и здоровьем человека.
Елена Гридчина
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Притамбовье»