Найти тему
Божественные комедии

История в мифе. Историчен ли мудрец Джабали?

Каким бы странным это ни показалось, но ответ -- да!

Считается, что вера в богов и потустороннее была непререкаема в древние времена. Чрезвычайно трудно представить себе современника египетских фараонов, или даже человека времен Александра Македонского, не верящего в высшие силы, как бы причудливо он их себе ни представлял. В античном мире слово "атеист" обозначало человека, отрицающего отнюдь не все, а конкретные божества, которым поклонялись окружающие -- хотите верьте, хотите нет, но римляне так называли христиан (да, именно за то, что они не верили в римских богов). Но тем не менее -- образ колоритного риши не является данью воззрениям современного материалистического мира. У него имеется вполне реальная историческая основа.

Материалистическое учение древней Индии, которое достаточно подробно и в достаточно точном соответствии с сохранившимися о нем сведениями излагает Джабали, носило название "локаята". Причем переводится это название с санскрита как "распространенное в народе", так что от нехватки последователей мудрец, видимо, не страдал. Другой смысловой вариант перевода: "То, что всем известно", то есть "учение здравого смысла", если угодно.

Кадр из фильма. Процессия адептов локаяты на улице Айодхьи
Кадр из фильма. Процессия адептов локаяты на улице Айодхьи

Индийские материалисты полагали мир возникшим по естественным причинам из четырех первоэлементов, основным из которых считалась земля, а источником знания -- лишь чувственный опыт и проверку алгеброй гармонии. Все как в наши дни. Сознание они также считали порожденным сочетанием материальных элементов и не существующим без тела.

Вторым названием учения было "брихаспатья" -- поскольку, как бы нелогично это ни выглядело, по легенде основателем локаяты считали признанного учителя богов -- Брихаспати, якобы самолично заявившего: "Мошенники, шуты и бродяги -- вот кто составил Веды!". Брахманы возражали, что Брихаспати сделал это нарочно, чтобы навредить асурам, посеяв среди них ложную атеистическую идею, ибо лишь асуры могут придерживаться столь возмутительных взглядов.

Кадр из фильма. Брахманы негодуют
Кадр из фильма. Брахманы негодуют

В действительности самым ранним известным учителем этой традиции является философ Аджита Кесакамбала, живший в IV-V вв до н. э. Известно, что со многими его последователями общался Будда, видимо, немало почерпнувший из их идей для своего учения, хотя и не все. В отличие от буддистов, локаятики утверждали реальность лишь этого материального мира, не верили в потустороннее, отрицали перевоплощение и карму.

Как и авторитет Вед -- вспоминаем фразу, приписываемую Брихаспати. Также они не одобряли брахманских ритуалов и жертвоприношений. Соответственно, отрицалась и первостепенная роль брахманов, так что вопрос Джабали о необходимости существования жрецов и гнев ортодоксальных брахманов по этому поводу тоже показаны вполне верно. К сожалению, брахманы позаботились о том, чтобы сведений об их противниках сохранилось поменьше, а об этической стороне локаяты мы знаем именно от них. Якобы локаятики призывали посвятить жизнь -- раз уж она одна! -- грубым телесным наслаждениям, отсюда якобы второе название локаяты -- "чарвака" -- от "чарв" -- жевать, есть. В смысле: "Пей, жри, веселись!". Оригинальны они не были -- достаточно взглянуть на какое-нибудь интернет-обиталище нынешних "сетевых верующих", и поинтересоваться, что пишут об атеистах люди, искренне не понимающие, как можно не пить, не объедаться, не блудить и не гадить ближнему, если над тобой не стоят ангел с мечом и черт с вилами. Увидим практически то же самое, что глаголили ортодоксальные брахманы о локаятах.

Кадр из фильма. Юный Вишну складывает ладони, чтобы поклониться мудрецу, не верящему в богов...
Кадр из фильма. Юный Вишну складывает ладони, чтобы поклониться мудрецу, не верящему в богов...

Впрочем, можно поверить, что индийские материалисты действительно не видели ничего дурного в том, чтобы получать от жизни удовольствие (Джабали как раз озвучивает этот момент). Известно, что они отрицали аскезу, так как не видели смысла причинять себе страдания непонятно зачем. На этом основании их сближают с греческими эпикурейцами, что, видимо, напрасно. Вопреки молве, да, Эпикур видел смысл жизни в наслаждении, но следует уточнить, в чем оно заключалось с его точки зрения. Он был слаб здоровьем и считал наслаждением те моменты, когда у него ничего не болело, так что истинный смысл его философии был: "Мы живем для наслаждения. Наслаждение = отсутствие страдания". Здравствуй, Будда!

Второе толкование названия "чарвака" -- "чар-вака" -- прекрасная речь. Известно, что представители этого учения славились красноречием и умением логически доказывать с спорах что угодно, подобно греческим софистам.

Еще одно толкование выводится от имени философа Чарвака, якобы ученика Брихаспати, жившего якобы в VI веке до н. э. При этом персонаж с тем же именем засвечивается в "Махабхарате" в качестве то ли наставника, то ли друга лидера Кауравов Дурьодханы, которому до последнего мига сохраняет верность и жертвует жизнью, обличая победителей.