В этом году очень сильно изменился ОГЭ по русскому языку. Прежними остались изложение сочинение и несколько вопросов теста.
Больше половины теста – задания новые и усложненные.
Одно из них, задание 3 – пунктуационный анализ. Нужно правильно расставить запятые в предложении. Выбрав цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Одна непоставленная запятая обернётся нулём баллов за этот вопрос.
Почему этот вопрос гораздо сложнее подобных в ЕГЭ?
Объясню на примере.
Вот предложение :
Пройдя(1) по узкой тропинке(2) путники(3) будущие геологи(4) свернули в лес(5) и скоро вышли на поляну(6) освещённую лучами закатного солнца(7) и(8) наверное(9) остановились бы на привал(10) если бы не задание(11) которое они получили от руководителя экспедиции(12) и которое нужно было выполнить(13) и(14) чтобы не отстать от графика(15) отдыхать было нельзя(15) хотя(16)если бы они отдохнули и подкрепились, то дальше двигаться было бы легче.
Да, вот такие большие предложения, или несколько, предлагаются школьникам для пунктуационного анализа. Это я составила сама наподобие тех, что в тестах.
Выпускник должен находить обособленные члены предложения, однородные члены предложения, замечать вводные слова, видеть границы частей сложных предложений.
Все правила пунктуации в одном вопросе.
Очень трудно анализировать такое больше предложение, но составители нового ОГЭ по русскому не позаботились разбить этот вопрос на два или три. А ведь так сделано в ЕГЭ.
В отличие от ОГЭ там несколько вопросов, посвященных пунктуационному анализу предложения. Целых пять. Это задания 16, 17, 18, 19, 20.
Каждое проверяет знания на определённое правило пунктуации. Например, в 16 нужно найти только обособленные члены предложения, в 20 расставить запятые в сложной синтаксической конструкции. Это значительно облегчает выполнение задания.
Вот как бы выглядело моё предложение для теста ОГЭ в тесте ЕГЭ?
16. Запятые между частями сложного предложения и однородными членами предложения.
Будущие геологи свернули в лес и скоро вышли на поляну и остановились на привал.
17.Предложения с обособленными членами предложения
Пройдя(1) по узкой тропинке(2) будущие геологи(4) свернули в лес и скоро вышли на поляну(6) освещённую лучами(7) закатного солнца.
18. Вводные слова и обращения
Геологи(1) наверное(2) остановились бы на привал, если бы не задание, которое(3) непременно(4) надо было выполнить.
19. Сложноподчиненное предложение
Геологи остановились бы на привал(1) если бы не задание(2) которое они получили(3) от руководителя экспедиции
20. Сложная синтаксическая конструкция
Чтобы не отстать от графика(1) отдыхать было нельзя(2) хотя(3)если бы они отдохнули и подкрепились(4) то дальше двигаться было бы легче.
Как видим, гораздо проще выполнять задание, когда знаешь, знание какого правила проверяется, и предложения короткие.
Поэтому мои ученики, готовящиеся к сдаче ОГЭ, легко решают задания из ЕГЭ, но делают ошибки в ответе на вопрос теста ОГЭ.
И где логика?
А вы смогли бы правильно расставить все запятые?