Вносимые изменения в Конституцию включают в себя две составляющие. Первая – это социальный блок: необходимость поддержки семьи, материнства, демографии. Кроме того, сюда входит индексация социальных пособий, выплат, гарантированный минимальный размер оплаты труда. Денис Алексеевич Борисов, заведующий кафедрой мировой экономики, международных отношений и права Новосибирского государственного университета управления и права:
«В условиях падения качества жизни граждан понятна общественная тревога по поводу социальной поддержки населения, большинство поправок развивает темы по поддержке семьи, материнства и демографии. Идея подчеркнуть, выделить социальную направленность в конституционных основах Российской Федерации не может не вызывать положительных чувств. Однако в этой части важно выдержать «золотую середину» и в конституционном нормотворчестве не скатиться до узкоспециализированных предписаний уровня подзаконных актов, а сформулировать полноценные универсальные конституционные принципы, которые будут задавать координаты для социально ответственной системы принятия управленческих решений для всех направлений социальной политики государства».
Вторая составляющая – баланс институтов власти и противодействие коррупции. Президент считает необходимым часть полномочий распределить на законодательную власть (Совет Федерации и Государственную Думу). Механизмы назначения судей, снятия с должности, как и механизмы утверждения членов Правительства и премьера отходят от президента и закладываются в этих поправках. Еремеев Станислав Германович, доктор экономических наук, кандидат политических наук, профессор, ректор Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина:
«Выстраивая те или иные конституционные изменения, президент исходил из того, что очень важно поднять меру ответственности всех этажей власти с целью выстраивания эффективной работы государственного аппарата в целом. И это тоже запрос граждан и это очевидно, потому что сегодня в борьбе с коррупцией граждане хотят, чтобы более эффективно работал институт правосудия и прокуратуры, а одними мерами назначения кадров эту задачу не решить и очень важно осуществлять контроль со стороны».
Татьяна Косачева, директор Института политики и технологий полагает, что поправки в Конституцию, предложенные президентом – это не кардинальная реформа, а модернизация системы:
«В первую очередь модернизация системы сдержек и противовесов между различными институтами и ветвями власти. И, поэтому, не случайно, что большинство поправок к президентскому закону об изменении конституции содержат предложения об изменении именно взаимоотношений различных органов власти».
Изменения направлены и на усиление власти на местах. Намечается повышение политического и экономического влияния регионов через членство губернаторов в Госсовете и перераспределение финансов в пользу региональных бюджетов. Это означает усиление региональной власти, муниципалитетов, прямого привлечения населения к управлению государством.
Политика национализации элит находит своё отражение в поправках. По мнению Дениса Алексеевича Борисова, заведующего кафедрой мировой экономики, международных отношений и права Новосибирского государственного университета управления и права
«ужесточается «фейсконтроль» для претендентов в большую федеральную и региональную политику: запрет двойного гражданства, видов на жительства и требование постоянного проживания на территории РФ. Поэтому пункту практически нет возражений в обществе, более того высказываются идеи сохранить внимание к семье, присущее поправкам социального характера, особенно в вопросах «национализации элит», ужесточив требования в том числе для ближайших родственников претендентов на высокие государственные посты».
Голосование пройдет в будний день, который будет объявлен выходным. Президент подчеркнул, что этот выходной россиянам не придется отрабатывать. Политолог Владимир Леонтьев:
«Люди выразят свое мнение голосованием. Правильно ли сделать день голосования выходным днем? А почему нет?! В Советском Союзе этот день всегда был праздничным. Не вижу ничего плохого, чтобы традицию продолжить. Это совершенно нормальная практика. Наверное, могли быть какие-то другие способы закрепить решения, но идея всенародного голосования мне кажется однозначно самой верной. Возможно, предложенный путь будет длиннее, но зато он правильнее, поскольку учитывает напрямую мнение всех граждан России».
Поправки в Конституцию вступят в силу только в том случае, если их поддержит большинство россиян на всенародном голосовании. Владимир Путин на встрече с рабочей группой по внесению поправок в Конституцию сказал, что «Как люди скажут, так и будет. Если не подтвердят, то поправки в Конституцию внесены не будут». Анатолий Кубанов, заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области считает, что
«прежде всего, радует решимость президента, чтобы голосование по изменениям в Конституции носило характер всенародного плебисцита. Владимир Путин четко подчеркнул, что люди должны стать соавторами Конституции. Только народ должен определить: быть поправкам или же нет?».
Владимир Машков на встрече с Президентом предложил ввести в Конституцию запрет на отчуждение территорий России. Президенту идея понравилась. Он предложил передать ее юристам, чтобы они могли «сформулировать это должным образом». Сергей Александрович Григорьев, политолог:
«Предложение Владимира Машкова на данном этапе очень своевременно для нас, оно несомненно укрепит суверенитет нашей страны. Сейчас существуют спорные моменты по ряду территорий в России, которые без принятия данной поправки в будущем могут закончиться их потерей. Исторически так сложилось, что территория России занимает практически одну шестую часть всей земной поверхности, и она не досталась нам просто так, в каждом уголке огромной страны живут люди, это наши соотечественники, многие из которых искренне переживают за свое будущее в этом вопросе, например, жители Курильских островов. Когда перспектива для людей будет ясна и понятна, они будут чувствовать себя в безопасности и свободными. В обеспечении этого и заключается одна из важнейших функций государства».