Найти тему
ADaily

Почему перевернут российский флаг? Тайны картины «Бурлаки на Волге»

Знаменитая картина была представлена публике в 1873 году и с тех пор ее пытаются «разгадать». На ней действительно много странностей и «ошибочных» деталей. Многие и сегодня интересуются, например, почему бурлаки с усилием тащат груженую барку, но трос ослаблен и провисает?

Своих знаменитых «Бурлаков на Волге» Илья Репин писал еще совсем молодым – первые наброски сделал в 25 лет. К 29-ти картина была закончена и произвела фурор на Всемирной выставке 1873 года в Вене.

Сегодня ее знает каждый школьник. Еще при жизни художника она обрела культовый статус и по сей день воспринимается как главный репинский шедевр.

-2

Мы уже не присматриваемся к ее деталям, а зря. Во многих из них с самого начала считывали «подсказки» и «намеки».

Почему российский триколор на мачте перевернут

Первая же деталь, которая кажется грубой ошибкой: российский флаг на мачте изображен вверх тормашками.

-3

Белая полоса должна быть сверху, красная снизу. А у Репина наоборот.

Существует несколько объяснений этому.

1. К порядку полос на государственном флаге в то время относились не очень внимательно и часто поднимали вверх ногами, сообщает журнал «Вокруг света». Художник просто зафиксировал эту небрежность, не придавая никакого скрытого смысла.

2. В морском деле перевернутый флаг означал наличие каких-то неполадок на судне (скажем, проблема с парусом) и даже служил сигналом бедствия. Это упоминается в справочниках по навигации и флоту, а также в словаре морского жаргона.

3. Репин якобы намеренно перевернул триколор, намекая на то, что в России второй половины XIX века политическая ситуация была на грани переворота.

Илья Репин в 1915 году. Архив РИА Новости
Илья Репин в 1915 году. Архив РИА Новости

Другие тайны картины

Само собой, всевозможные «революционные» намеки в деталях картины стали в изобилии находить после Октябрьской революции и во времена СССР.

Например, в деревенском пареньке в красной рубахе разглядели молодого революционера, который будто бы сбрасывает лямку рабства. На самом же деле (а все изображенные на картине – реальные люди) паренек только недавно вступил в артель бурлаков и никак не мог приноровиться к лямке.

-5

Еще одна советская трактовка: корабль с «капитаном» в красной рубахе – якобы символ будущего государства рабочих и крестьян.

На самом деле этот человек – водолив – был плотником, который конопатил и ремонтировал судно и отвечал за погрузку-разгрузку. Он лишь замещал хозяина и нес материальную ответственность.

-6

Или вот аргумент, который часто приводится во множестве источников и сегодня – что бурлаки у Репина тянут барку за вершину мачты, а не за корпус, из-за чего судно якобы неизбежно перевернется. Это сочли намеком на то, что режим угнетателей будет свергнут народом.

-7

На самом деле художник точно изобразил реальный способ крепления троса при перетаскивании баржи.

Вот фотофакт: голландская пара со своей баржей на канале в 1931 году, трос крепится к мачте.

Nationaal Archief / Wikimedia Commons
Nationaal Archief / Wikimedia Commons

Загадка провисшего троса

Этот трос, или бечева на картине Репина, кстати, удивляет внимательных другой странностью: почему бурлаки с усилием тащат здоровенную груженую барку против течения и при встречном ветре, но трос ослаблен и провисает?

Ответ также изображен на картине: лоцман (человек на руле) производит маневры, обходя мель. Он ослабил бечеву, чтобы барка отошла от берега. «Но вот-вот бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил», - поясняет журнал «Вокруг света».

-9

«Зашифрованный» намек Репина

А вот какой символ Репин точно зашифровал в картине, так это пароход вдали: есть, что использовать в качестве буксира, но все равно лямку тянет человек. Пароход олицетворяет технический прогресс, который не доходит до простого народа и делает Россию отстающей.

-10

Кстати, из-за этого на Репина ополчился российский министр путей сообщения. Он счел, что на венской выставке художник опозорил страну перед Европой, показав тяжелый бурлацкий труд в эпоху прогресса и машиностроения.

«Ну какая нелегкая вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!» - отчитывал художника министр.

Но Репин на самом деле не собирался делать злободневную провокацию. Художник даже признавался, что когда отправился вдоль Волги, чтобы изучить быт бурлаков и найти натуру, он рассеянно слушал об их тяжкой судьбе и интересовался только деталями внешнего облика.

Вот что он написал про бурлака Канина, первого в связке, который был «шишкой» (бригадиром артели): «Какое счастье, что Канин не вздумал сходить в баню или подстричься, как бывало с некоторыми моделями, приходившими подстриженными, побритыми до неузнаваемости».

-11

Но все равно Репина стали считать «художником угнетенных», ждали от него новых работ на эту тему. Но тот всячески уходил от этой роли. Впоследствии он написал другие известные картины: «Иван Грозный и сын его Иван», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Однако «Бурлаки на Волге» стали, как теперь говорят, визитной карточкой Репина. На выставке картина завоевала бронзовую медаль и была куплена за 3 тыс. рублей великим князем Владимиром Александровичем Романовым (известный меценат, сын императора Александра II). Он повесил полотно в бильярдной своего дворца в Петербурге.

Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать новые публикации!