Привет. Я Маша, в педагогических кругах известная как Мария Петровна. Мне 27 лет. Препод с одним сыном, двумя дипломами, тремя годами жизни за пределами России и бесконечными татуировками: здесь будет моя история с глубочайшими инсайтами и почти вьетнамскими флешбеками. За все время своей работы я обучила в разных форматах более 2300 учеников. Что я могу сказать? Я счастлива, потому что мне не приходится работать в школе, учебном центре или покрываться сединой на привузовских курсах подготовки абитуриентов. Побывала «марийпетровной» я везде (даже в исправительных школах, но об этом потом!). Я буду периодически по кускам восстанавливать свою преподавательскую биографию, потому что хочу в вас, мои дорогие читатели, убить страхи, стереотипы и прочие гадости, отравляющие и без того не всегда сладкую жизнь учителей и школьников. Уверена, мы хорошенько повеселимся.
Когда я поступала на филфак, мне все говорили, что закончится тем, что я стану учителем. Я ругалась, брызжа слюной на окружающих. Теперь смеюсь: наверное, люди чувствуют, кто рядом с ними. Кстати, поэтому иногда советую своим ученикам слушать друзей и близких: они лучшая профориентация. Погнали!
- Друг мой, вы сидите на преподавательском месте.
- Так садись *показывает на коленки*: вместе посидим.
Примерно таким был мой первый диалог с первым учеником. Starter pack: до неприличия молода, не работала учителем даже в день самоуправления в своей школе, меня забыли представить классу, с которым мне предстояло работать ещё 7 месяцев... С этого началась моя практика. Сейчас я улыбаюсь, вспоминая стычки с детьми, у многих из которых сейчас по 2-3 ребёнка, свой бизнес и небольшие проплешины у висков. Ну как «с детьми»... как я говорила, многим из них было 17 лет. Я, наверное, сожгла свою нервную систему до основания в тот год (мне ещё докинули 5-ый класс и 10-ый только на литературу), но в итоге добилась того, что скепсис по отношению ко мне сменился уважением и желанием слушать обо всем, что я говорю на уроках. Я не устану повторять, что самые сложные периоды в нашей жизни формируют лучшую версию нас самих. В последующие 7 лет работы в разных школах было уже не так тяжело: появилась уверенность в себе, сформировался преподавательский голос и исчез страх быть вынесенной из класса.
Есть ли в этой истории секретный ингредиент? Я не люблю детей, я люблю взрослых, запертых в теле детей, но остающихся личностями, требующими к себе уважительного отношения. Давить авторитетом продолжают только те преподаватели, которым нечего противопоставить желанию других людей быть свободными, по-своему умными и уникальными. Конвейер существует не только на заводах: наверное, поэтому я ушла из школ, в которых работала и практиковалась. Невыносимо каждый день смотреть, как взрослые настойчиво отстригают то, что вырастает из плодородной почвы подросткового максимализма. Я искренне желаю вам ни на что не менять свою свободу: ни на оценки, ни на расположение других. Всем не угодишь.
В первой школе детки были чем-то средним между мальчиками-зайчиками из «Ну, погоди!» и завсегдатаями церковно-приходской. А вот учителя, преподы по педагогике (честно, не все, но большинство), завучи и т.д. сразу же показали, где и как долго все загнивает. Если коротко: вот ваше отношение к бумажной волоките в госучреждениях надо умножить на эпизод, в котором Гарри Поттер писал «я не должен лгать» волшебным пером. Примерно так. Вы скажете: ну, не везде же. Ну, окей, я ораторствовала в разных ролях примерно в 50 школах (где-то была учителем, где-то лектором из учебного центра, где-то внешним сотрудником, где-то практиканткой). Вот там так. Я не сильна в статистике, но что-то мне подсказывает, что ваши контрпримеры будут приятными исключениями. Через пару-тройку лет я поняла, что надо закругляться. Помню, как директор школы вывела мой 5 класс петь песенку Мамонтенка (преподносилось это как репетиция, но по нервам ударило знатно, еле ушла, чувствуя себя побитой собакой). Сейчас радуюсь тому, что хватило сил уйти. К моменту окончания моей работы в школе я уже два года работала в самом известном в России учебном центре, не зная ещё, что получу должность одного из директоров в другом.
В первую компанию подготовки к ЕГЭ я попала случайно: объявление, анкета — и забыла. Пригласили на собеседование в мае в какую-то, как мне сначала показалось, сомнительную контору. Я тогда ещё не знала, что из 7 сотен желающих преподавателями станут единицы. Пришла, как сейчас помню, в футболке и джинсах: май же! С того дня начался рай мазохиста: я показывала лучшее, на что была способна, получала фидбек из серии «ты - баба с хлыстом», уходила домой, чтобы ещё неделю по 8 часов тренироваться. В итоге я прошла несколько кругов ада, которые в этой компании с названием по первой букве моего имени было принято называть ступенями отбора. Начался курс преподавания, на котором меня из школьной училки сделали Преподавателем. За 7 лет в педагогическом меня не научили и десятой части (именно в области преподавания, хочу заметить) того, что я получила за месяц. Это не отменяет необходимости получения базы в вузе, без неё пришлось бы совсем тяжело.
В октябре у меня уже была первая группа... В первый же год работы я получила статус лучшего преподавателя Санкт-Петербурга. Стало ясно, что надо расти дальше. Кто у меня учится, тот знает, что любое развитие может таковым называться только в том случае, если процесс идёт в геометрической прогрессии. Выяснилось, что можно попробовать себя в качестве спикера на больших мероприятиях вроде "Навигатора поступления". Этим я и занялась: продажи, лекции, мастер-классы, семинары, командировки в Нижний, Москву, Екатеринбург...второй год в компании превратился в один день, полный адреналина и кайфа. Сказать, что я прокачалась - не сказать ничего. Потом мои амбиции (никогда от них не отказывайтесь, даже если вам навязывают что-то другое!) продиктовали мне двигаться дальше. Этим «дальше» стала должность директора по маркетингу в компании, название которой я придумывала в первый год жизни в Норвегии среди горных барашков. Там я работала удаленно первое время, но "Мефодий" оказался настолько мощным проектом, что я не смогла оставаться вдалеке от гущи событий: вернулась в родной Питер. Но сначала о том, как я оказалась в Норвегии.
До того, как я стала одним из директоров учебного центра, я поехала на все лето жить в Норвегию, чтобы перезагрузиться. Понять, чего я хочу от себя в будущем. Я даже примерно не знала, чем хочу заниматься дальше, поэтому от безделья начала вести свой блог, который за 3 месяца принёс мне около 7к подписчиков. Я уже думала сделать канал на YouTube о путешествиях, но протрезвела, как только мне прилетело предложение руководить методическим отделом компании и вести всю маркетинговую линию. То, что сейчас этот учебный центр — один из лучших в Петербурге в области дошкольного и среднего образования + постоянно расширяет границы своих возможностей, меня безумно радует. Но вернёмся к точке, в которой я оказалась через полгода после того, как снова приехала в Питер: постигала азы управляющей должности, руководила несколькими проектами и разработкой учебников, рабочих тетрадей, методических комплексов... Это был последний рубеж: после этого в свои 24 года я поняла, что хочу попробовать собственное плавание в мире образования. С чего начинать? Как это организовать? Какие документы? Нужно ли продавать душу дьяволу? Все эти вопросы меня погрузили в состояние «не хочу ничего решать, хочу Захаааар» на три месяца. Потом началось что-то нереальное...
Вот мой план, сработавший идеально:
- Высшее образование. Не просто корочка после вымученных курсовых и заказанной диссертации, а реальная база, которая позволит тебе называть себя профессионалом. мощные знания, полученные на филфаке, делают из тебя универсального бойца: журналист, редактор, копирайтер, библиотекарь, работник архива, мастер ораторского мастерства (эти ребята по миллиону-двум в месяц зарабатывают, так как их клиенты - не самые последние люди в нашей стране), учитель, репетитор (📍you’re here), методист, репортёр, лингвоэксперт (работать придётся в судах) и далее, далее...куда заведёт фантазия.
- Опыт работы с аудиторией в разных форматах. я работала в школах (обязательно попробуйте себя в разных: от президентских школ до исправительных...не факт, что там надо работать по трудовой, но пару тренингов провести можно), лицеях, учебных центрах (я сразу попала в топовый, но можно набраться опыта в периферийных, после чего попытать счастья в лучших, если сразу не возьмут). Кстати, я даже два года вела свадьбы: взрослые на праздниках мало чем отличаются от деток. Теперь я готова к любым поворотам во время занятий: визит медведя в дом к ученице, приступы эпилепсии у ученика, бешенство у домашнего попугая, третий триместр беременности (я не про себя), урок в поезде, в самолете... проходили, знаем. Опыт! Нарабатывать надо прямо сейчас, не ждать внутренней команды "готов".
- Адекватное формирование ценника: начните с 500₽ за час занятий, наберите базу отзывов и постепенно увеличивайте стоимость уроков до верхней планки у топовых по городу. Только адекватно себя оцените: подготовка к ЕГЭ по литературе не должна стоить (за 2 ак.часа) дороже 2900₽ в Петербурге, 3400₽ в Москве и 2000₽ в регионах. Отсюда и пляшите. Если средний балл ваших учеников 70-80, то больше 1300₽ за урок брать постесняйтесь, а то карму не очистите никогда. 80-90 - 2100₽. 90+ - 2900₽. А если год был с ленивыми учениками? А если варианты сложные именно у ваших ребят? Это отговорки. Точка. Либо учишь так, чтобы был результат хороший, либо стараешься в меру своих возможностей, но не претендуешь на высокую стоимость своих услуг. Ко мне обращаются те, кто планирует в будущем сэкономить на обучении в топ-вузе. Логика простая: заплачу сейчас адекватную сумму, чтобы потом не отдавать баснословные деньги на платном в том же МГУ.
С целями поступить в театральный колледж я уже не беру: и мотивации нет (50 баллов-то!) и причины тратить время и деньги на подготовку к испытанию, которое нужно фактически для галочки. - Подбор учеников. Не ученики выбирают меня, а наоборот. Почему? Все просто: если взрослый человек с амбициями демонстрирует полное отсутствие мотивации, то мы прекращаем занятия. Я предупреждаю об этом заранее. Однако пообещать - одно, а сделать - другое, поэтому я иногда расстаюсь с учениками после трёх предупреждений. Я стараюсь брать только тех ребят, кого мне рекомендуют мои же «старички». Вложив душу, энергию, бесконечные силы в человека, ты получаешь того, кто готов будет тебя рекомендовать своим знакомым. Так как до конца года доходят только самые мощные и трудолюбивые, то и рекомендуют они лучших. Так и работаем.
- Законность деятельности: открыть ИП, ООО или стать самозанятым и платить налоги через приложение? Решать вам, но узаконить свою практику надо, иначе конкуренты сожрут. Или совесть.
- Соответствие ожиданиям. Работайте не только над тем, чтобы передать знания, но и учите поступать, мотивируйте, проверяйте каждый шаг и вздох тех, кто вам доверился. Окружите заботой и теплом, отвечайте на вопросы как можно быстрее. Учитель должен оставаться Учителем даже вне урока. ⠀
Постепенно сложится такая ситуация: вы будете делать то, что заставляет и вас, и других людей чувствовать себя счастливыми, работать где угодно/когда угодно, получать за это хорошие деньги. И это только одна из возможностей для тех, кто закончил филфак. И ещё! Специальность — не приговор. Фантазируйте и ничего не бойтесь.
Сегодня я пошла дальше: сейчас идет третий курс для преподавателей (записываются и стобалльники, и школьные учителя, и репетиторы с огромным стажем). В июне будет четвертый. Последний. Я подготовила 30 крутейших преподов и подготовлю еще 20.
Что будет дальше? Кто знает...
Статью подготовила Мария Коршунова