Ни для кого не секрет, что плохая анимация может серьезно разочаровать зрителя и снизить его внимание к деталям сюжета. Однако, так же она может коренным образом отпечататься и на всей идейно-смысловой составляющей картины, если образы персонажей не создают у зрителей никакой эмоциональной нагрузки.
Как раз в этом и заключается одна из главных проблем «Лидера» - в неспособности анимации отразить сложный спектр чувств, переживаний и настроений главных героев, что невероятно важно для таких жанров, как «биография». Большую часть повествования, не смотря на свою крайне революционную позицию, Маркс и Энгельс остаются для большинства простыми куклами, как в «Параде смерти», которые отличаются от последних разве что сосредоточенным взглядом и движениями бровей. Другими словами, в плане анимационной составляющей «Лидер» по праву достоин стоять в одном ряду с такими культовыми шедеврами, как программа «Говорим без ошибок» и фильм «Дети против волшебников».
Как и любая биографическая работа, серьезной проблемой для нее могли стать либо чрезмерная концентрация на личной жизни, либо чрезмерная теоретическая загруженность. Мои ожидания были связаны с надежной на своеобразную экранизацию «Капитал» Маркса в комиксах», однако, по итогу можно сказать, что сценарист и близко не приблизился к уровню книги, не раскрыв на должном уровне ни личную жизнь Карла, ни его теоретически идеи.
Момент третей серии с 20:47 по 21:27 это, буквально, преступное неуважение к фундаментальным положениям идей Маркса. Его многолетняя работа, весь смысл теоретических изысканий и напряженных поисков, причина тяжелых финансовых лишений и социальной отчужденности, вместо долгого и постепенного раскрытия, выливается на ничего не подозревающего зрителя за 40 секунд экранного времени.
Особенно спорна их радикальная политическая программа, которая формировалась не одну серию, длинной в пару месяцев, а год за годом научного анализа. Постепенно расширяя сферу «надстройки», уделяя все большее внимание экономике и переходя от идеализма Гегеля к материализму Фейербаха, Марк и Энгельс и сформировали теоретические принципы своих работ.
Элементы личной жизни так и вовсе сложно критиковать. Вся культурная ценность картины заключалась в воссоздании образа жизни Карла Маркса и общего духа того времени. Но с первых минут у любого просвещенного зрителя неуклонно нарастает напряжение, связанное с осознанием того, что авторы совершенно не преследовали целью показать историческую биографию Маркса. Вместо этого они ловко выстраивают образ романтика-революционера с его мощным пролетарским посланием к народам всего мира.
В реальной же жизни это был главный обличитель капитализма, галантный и образованный мужчина, который, тем не менее, наслаждался выпивкой, драками и безмерной тратой денег, как бывалый пройдоха.
Противник утопизма, который скрывал от общественности свои исследования по государственному устройству Китая, чтобы оппоненты не могли обличить его утопическую идею коммунизма, как простой диктатуры бюрократии.
Ярый революционер и защитник прав рабочих, который, в то же время, не был против безжалостной эксплуатации последних на предприятии Энгельса.
И этими словами я не хочу критиковать биографию или личность Маркса. Я лишь хочу показать, что это была весьма противоречивая фигура, весьма противоречивого периода истории, а не альтруист, герой или романтик-идеалист, как нам стремятся доказать создатели.
Кроме этого, девятнадцатый век - это период расцвета творческих сил величайших композиторов Германии. В это время становятся известны имена Мендельсона, Шумана, Листа, Вагнера, Брукнера, Брамса. Это период общеевропейского интеллектуального подъема и развития, господства идей прогресса и желания изменить несовершенную действительность. Однако, ни в музыке, ни в повествовании аниме мы не встречаем и намека на дух той эпохи.
Когда Энгельс говорит о том, что их рукопись «Новой немецкой идеологии» была не понята издателями, Маркс отвечает, что она определенно должна понравиться мышам. Герои смеются, а зрители остаются в недоумении, ведь автор совершенно не утруждал себя раскрытием эпохи в которой происходят события. А для середины 19 века, когда города утопали в мышиных полчищах, находить свою бумагу в виде материала для мышиного гнезда, было не такой редкостью для бедных горожан. Это и должно было вызывать смех, но на деле заставляет лишь удивленно пожимать плечами.
Однако, общее отношение к картине больше всего омрачает тот факт, что данная работа была сделана не инициативными энтузиастами-любителями, желавшими донести сложные идеи пролетарской борьбы до широких масс, а профессионалами по заказу Китайского правительства к 200 летию со дня рождения Карла Маркса. Государственной поддержкой подобных работ Китайское руководство непроизвольно демонстрирует свое безразличное отношение к личности выдающегося философа.
Поэтому, если даже идейные продолжатели марксизма так пренебрежительно относится к биографии его основателя, то нам, как зрителям, тем более нет никакого стимула искусственно завышать рейтинг картины. Только из уважения к личности Маркса стоит признать, что этот фильм не заслуживает права называться историческим в полном смысле этого слова. Самое лучшее определение «Лидера» - это биография без души, которая заслуживает внимания только самой отчаявшийся зрительской аудитории.
Автор: -MONOLITH