Найти тему
Джаз.Ру

Саксофонист Дэвид Мюррей: корни в традиции, Пушкин и мастерство

19 февраля 2020 отмечает 65-летие выдающийся джазовый саксофонист Дэвид Мюррей (Dave Murray).

David Murray (фото © Владимир Коробицын)
David Murray (фото © Владимир Коробицын)

О нём часто говорят как о музыканте, который владеет практически всеми возможностями тенор-саксофона. И при этом он ещё и выдающийся бас-кларнетист. Мюррей несколько десятилетий был ключевым участником легендарного World Saxophone Quartet, выступал также с прославленной рок-группой The Grateful Dead, много раз играл в Москве и Санкт-Петербурге, и в его обширном творческом наследии есть целая новоджазовая опера, посвящённая Александру Пушкину — ведь Солнце русской поэзии, из-за своего африканского происхождения, имеет весьма высокую репутацию у афроамериканских интеллектуалов. В 2008 г. в интервью обозревателю «Джаз.Ру» Григорию Дурново саксофонист рассказал об этом опыте:

— В Москве и Петербурге я бывал в посвящённых Пушкину музеях, я посетил место, где Пушкин учился в детстве, беседовал о нём со многими, приобрёл переводы стихов, которых у меня не было раньше — одним словом, я проводил исследования. Мне хотелось показать и афроамериканцам, и африканцам, и европейцам, и русским величие Пушкина, показать, что он кумир не только для русских, но для всего человечества. Для нас он что-то вроде Поля Робсона: это тоже один из моих кумиров, я и о нём хочу что-нибудь сделать в будущем, это человек, который искренне верил в человечество и стремился к тому, чтобы люди стали лучше.

ВИДЕО: «Арап Петра Великого» (Pushkin: the Blackamoor of Peter the Great). Сюита Дэвида Мюррея, поставленная в Париже с участием американских, французских, африканских и российских музыкантов и актёров, 2005 (фрагмент)

Дэвид Мюррей родился в Бэркли (Калифорния) 19 февраля 1955 г. Его родители были музыкантами-любителями (отец играл на гитаре, мать — на фортепиано), и в детстве Дэвид играл в церкви с родителями и братьями. С джазом он познакомился во всемирно известной средней школе Berkeley High School в его родном Бэркли, откуда, благодаря уникальной системе преподавания музыки, вышло множество известных джазовых музыкантов (Чарли Хантер, Джошуа Редмэн, Родни Фрэнклин и др.). Там он играл в школьном оркестре на альт-саксофоне. На тенор он переключился, услышав игру Сонни Роллинза, и получил образование в колледже Помона, где Мюррей занимался у бывшего участника ансамблей Орнетта Коулмена — трубача Бобби Брэдфорда. Однако самое сильное влияние на юного Дэвида оказал критик Стэнли Крауч, в то время — ещё барабанщик (не слишком удачливый): именно вместе с ним саксофонист в 20-летнем возрасте переехал в Нью-Йорк.

ВИДЕО: David Murray Quartet «Morning Song» (Нью-Йорк, клуб Village Vanguard, 1986) Мюррей — тенор-саксофон, Джон Хикс — ф-но, Фред Хопкинс — бас, Эд Блэкуэлл — ударные

Акустический новаторский джаз в то время развивался на так называемой «лофтовой сцене» — в известных только узкому кругу посвященных «лофтах», заброшенных чердаках и брошенных цехах опустевших индустриальных зданий в центральной части Манхэттена. Мюррей и Крауч основали собственный «лофт», под названием Studio Infinity. Мюррей в этом время играл бескомпромиссный фри-джаз под сильным влиянием Альберта Эйлера, с характерными «неправильными нотами», хаотичным, подчеркнуто инстинктивным развитием импровизации и интересом к шумному, экстремальному звукоизвлечению на предельных громкостях. После пары первых, довольно сырых альбомов Мюррей вошёл (вместе с Хэмиеттом Блюиэттом, Оливером Лэйком и Джулиусом Хэмфиллом) в состав незаурядного саксофонного проекта World Saxophone Quartet, с которым впоследствии время от времени работал на протяжении почти трёх десятилетий, а кроме того — получил заказ от театрального импресарио Джозефа Паппа на создание биг-бэнда, попавшего в поле зрения строгой нью-йоркской джазовой критики тех лет.

ВИДЕО: Дэвид Мюррей на бас-кларнете в составе World Saxophone Quartet на сцене джаз-фестиваля SibJazzFest в Новосибирске, 2011. Хэмиетт Блуиэтт — кларнет, Оливер Лэйк — альт-саксофон, Тони Кофи — сопрано-саксофон.

Записываясь первоначально в основном на итальянском лейбле Black Saint, Мюррей в 80-90-е гг. расширил свою деятельность в грамзаписи до весьма обширных значений, выпуская альбомы на самых разных лейблах (например, на японском DIW) в огромных количествах и в огромном разнообразии стилистических поисков. Именно тогда игра Мюррея эволюционировала в сторону джазового мэйнстрима — по крайней мере, в плане выбора репертуара; хотя Дэвид продолжал записывать и свои, зачастую очень удачные сочинения, в его творческом арсенале появились и джазовые стандарты, правда — по-прежнему насыщенные приёмами, свойственными фри-джазу.

В 1989 г. Мюррей получил премию «Грэмми» за альбом-посвящение Джону Колтрейну — он участвовал в записи «Blues for Coltrane: A Tribute to John Coltrane» в составе ансамбля пианиста Маккоя Тайнера.

СЛУШАЕМ: финальный трек альбома, авторская пьеса Дэвида Мюррея «Last Of Hipmen»

Анализируя одно из выступлений Мюррея в московском клубе «ДОМ», заместитель главного редактора «Джаз.Ру» Анна Филипьева писала в 2005 г.:

...От тенор-саксофона Дэвид Мюррей умудрился добиться настолько широкого диапазона звучания, что, пожалуй, мог бы поставить под сомнение необходимость производства альт-саксофонов. При этом ноты расширенного диапазона, несмотря на их аппликатурную сложность (то есть трудоёмкость для рук и губ исполнителя), звучали практически так же естественно, как и основного, рабочего. Это позволяло Мюррею сочетать в своей партии и мелодическую, и гармоническую функцию, а также время от времени радовать студенческую часть аудитории головокружительными пассажами.
Хамид Дрейк и Дэвид Мюррей (на бас-кларнете), Москва, 2005
Хамид Дрейк и Дэвид Мюррей (на бас-кларнете), Москва, 2005

Год спустя, в 2006, главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков писал, что на очередном выступлении в России американский саксофонист демонстрировал «абсолютную технику игры и мощный, насыщенный, да попросту очень громкий звук, характеризующийся интенсивной игрой обертонов и широким использованием, кажется, всех возможных приёмов экстремального звукоизвлечения — шлепков, щелчков тростью, цепного дыхания, расщеплённого тона, просто очень интенсивного «передувания» и т.п. Это с одной стороны. С другой же — наглядно видно, что степень авангардности Мюррея как импровизатора не стоит преувеличивать. Он идёт не от концепций джазового авангарда — или, вернее, главным образом не от них. Начав с радикальных, но не слишком убедительных поисков в авангардных краях, он с годами становился все убедительнее и убедительнее — и при этом всё мэйнстримовее и консервативнее».

Российский контрабасист Владимир Волков и Дэвид Мюррей, Москва, 2006
Российский контрабасист Владимир Волков и Дэвид Мюррей, Москва, 2006

65-летний ветеран джазового саксофона продолжает активно работать и по сей день.

ВИДЕО: фестиваль Jazz na Starówce, Польша, июль 2018. Мюррей — тенор-саксофон, Дэвид Брайант — ф-но, Джарибу Шахид — бас, Хамид Дрейк — ударные