Два самых сильных игрока российского онлайн-ритейла постепенно превосходят китайских конкурентов: они проработали устройство складов, нарастили количество ПВЗ, а также переформировали логистику. Теперь российский рынок электронной коммерции увеличился на четверть — +25%, общая емкость для внутреннего и трансграничного сегмента возрастает до 2,07 трлн руб.
Количество заказов в прошлом году составляло 814 млн, а проникновение онлайн-торговли достигло 6,2%. В этой гонке наша страна занимает 10 место в мире, а если оценить темпы роста — третье.
В 2018 г. количество пользователей AliExpress было выше на 70–105%, чем у отечественных ретейлеров. В 2019 г. разрыв составил всего 6–8%.
У AliExpress было 18,3 млн пользователей, у Wildberries и Ozon — 17,2 млн и 16,9 млн соответственно.
Российские маркетплейс-площадки показывают стабильный рост. У Wildberries сейчас сопоставимый с AliExpress Россия оборот, и согласно итогам нынешнего года WB вполне может вырваться вперед, прогнозируют эксперты.
В последние годы Wildberries и Ozon росли кратно, а AliExpress выросла на 20–30%, что соответствует темпам роста всего российского e-commerce. Но в то же время Tmall растет кратно и по итогам года должен войти в десятку онлайн-ритейлеров, отмечает Федор Вирин, партнер Data Insight.
«Инвестиции в логистику являются нашим приоритетом на ближайшее время: это и новые маршруты, и расширение пула партнеров»,— комментируют в AliExpress Россия.
Впрочем, есть и другая точка зрения на происходящее.
С подобной оценкой объема eCommerce-рынка не соглашается Александр Иванов, глава Национальной ассоциации дистанционной торговли: «По внутреннему рынку нет и 10% роста, а по трансграничной торговле в прошлом году было падение. Вокруг рынка онлайн-торговли надувается потенциальный пузырь для инвесторов. Откуда рост, если у населения нет денег? Даже если e-commerce откусывает у офлайна, доля онлайн-торговли за последние десять лет так значимо не выросла»