Найти тему
in_valerievna

Кто ты, человече?..

Текст выражает исключительно личную позицию автора, и не претендует на научное изыскание.

А вы никогда не задумывались, что делает нас – людьми? На моей памяти, не один фантастический писатель задавался этим вопросом. И ни один не нашел на него ответа.

Невероятное количество фантастической литературы, кино и комиксов, компьютерные и какие-то еще игры так или иначе обыгрывают тему пришельцев, каждый раз создавая образ кого-то, максимально непохожего на нас. Причем чем сильнее различия, тем сильнее нас пугает этот самый Чужой.

Как мне кажется, этот взгляд в космос и попытка найти там кого-то иного – это поиск собственной идентичности человечества. Инь-янь, все дела. Если тебе нечему себя противопоставить – очень сложно понять, что ты такое есть.

Давайте подумаем вместе.

Почему «человек – это звучит гордо»? Кто такой этот самый людь, и чем он так горд? Внутри условной человеческой расы настолько много различий, и в то же время – есть нечто, что объединяет нас и позволяет называться человеком. Внешняя схожесть (по большей части у всех нас две руки/две ноги, голова, уши и глаза), внутренняя схожесть (мы стремимся к комфорту, безопасности и признанию, что брокер с Уолл-стрит, что монгольский дальнобойщик), использование схожих сигнальных систем и как следствие – возможность договориться.

Может быть, людьми нас делает наличие языка? Да ну необязательно, многие живые организмы способны передавать друг другу сигналы: предупреждения, приветствия, призывы к чему-то. Они совсем не обязательно выражаются черными значками на белом фоне. Муравьи, к примеру, общаются с помощью запахов, пчелы танцуют, дельфины свистят на особой частоте. Вариантов – масса.

Может быть, людьми нас делает особое строение тела, способность к прямохождению? Тоже вряд ли; опытные массажисты говорят, что все проблемы с позвоночником начались, как только древние людьми поднялись с четверенек. Да и не так уж идеально наше тело приспособлено к внешней среде, если сравнивать нас с теми же деревьями. Кора-кожа у нас тонкая, мы зависимы от регулярного суточного потребления пищи, нуждаемся в отдыхе и смене деятельности в фазе активность-покой. То же мимо.

Может быть, людьми нас делает наша способность жить в обществе? Да ладно, вы серьезно?! Те же муравьи выстраивают намного более грамотную иерархию, а у нас внутри одной страны – раскол, анархия, гопники и олигархи, и все почему-то делят государственный пирог. За океаном картинка радужнее, но как поется в песне: «Точно так же от горя там плачут, так же в муках рождают детей». Декорации меняются, проблемы остаются.

Если вы пролистаете мою стенку ниже, там есть пост про булыжники. Он не очень длинный, тоже совсем не научный – хотя при его написании автор опирался на знания, полученные в высшем учебном заведении. Так вот. Оттуда я вынесла еще одну интересную мысль, которой придерживаюсь и которой хочу с вами поделиться. 

Людьми нас делает способность к творчеству.

Наша гибкая (что её) психика способна не только обучаться, реагируя на изменения в окружающей среде, но и создавать новое, конструируя его из прежнего опыта, находить неожиданные решения (инсайты) и творить с нуля. При этом под вторчеством понимается не только писательство, сочинительство музыки и рисование картин. Этот термин намного шире; вторит инженер, проектируя многослойную плату; творит бомжик, из пары десятков рублей и собственной наглости умудряющийся спроворить ужин; творит ребенок, в своем воображении озвучивающий диалоги за кукол, зайцев и мишек в игровом процессе.

Даже когда мы читаем книгу, которую за нас написал что-то другой, ужасно талантливый и творческий – мы тоже творим. Потому что в своем воображении мы воссоздаем то, что имел в виду автор, из того опыта, который у нас уже есть.

Один из героев Лукьяненко при погружении в виртуальность в баре не заказывал дорогое спиртное – потому что в реальности он его себе позволить не мог, и в подсознании не было подходящих образов для передачи вкуса и запаха. Школьники читают произведения классиков «по диагонали» и «в кратком пересказе», потому что еще не испытывали подобных эмоций, и им действительно не понятны переживания героев. Зато когда ты в зрелом возрасте возвращаешься к бегло пролистанным ранее книгам – ты смотришь на них другими глазами, видишь новые сюжетные повороты и развития событий. И намного лучше понимаешь мотивы «этого дурака, ну зачем он туда поперся».

Кто-то отмахивается – ой, да я совсем не творческий, я же в офисном костюме хожу, книжки не пишу, цветы в волосы не вплетаю и вообще. Но ведь творчество – это не про цветочки и песенки (кажется, я немного повторяюсь). Каждый раз, когда ты набираешь сообщение, пишешь письмо коллеге, обдумываешь решение рабочих или бытовых проблем – ты творишь. Ну, иногда вытворяешь, зависит еще от результата и реакции окружающих J

Человечество в целом и человек в частности способны мечтать, и это прекрасно. Творчество в каком-то плане – это следствие нашей способности к обучению, к изменениям.

Опять же, в одной из моих любимых книг главная героиня выдвигает гипотезу, что люди на самом деле умирают не по физическим причинам, а из-за потери способности к изменениям, этой пластичности, которой обладают дети. Её саму автор наградила бесконечной пластичностью и столь же бесконечной способностью к творчеству, сделав условно-бессмертной.

А еще у нас есть такая интересная фишка, как вера. То есть мы способны представить себе нечто, что мы никогда не видели (кто-то нам сказал, сами придумали, где-то прочитали), и сделать это с такой яркостью, что объект нашего воображения становится для нас реален. Мы наделяем его некими чертами, приписываем ему то или иное поведение, даже пытаемся спрогнозировать реакции на наши действия. Отсюда растут ноги у детских монстров, живущих под кроватью («если я буду хорошо себя вести и ходить в туалет с фонариком, меня не укусят»), ритуального поведения у взрослых («если я надену разные носки и поверну калькулятор строго на юг, шеф пройдет мимо»), различных суеверий и религий. Фен-шуй, который еще недавно был на пике моды, пытается провести параллель между достатком и семье и тем, куда направлены ручки на кухонной плите. Для кого-то это странно, для кого-то – часть его повседневной реальности

А теперь самое интересное – условных инопланетян, которых мы так боимся, мы сами и сотворили (до сих пор нет ни единого научного доказанного существования внеземных цивилизаций) и в которых мы поверили (сила человеческого разума, который спит не вовремя и порождает не то, что нужно). Ведь если нет реального объекта для сравнения себя с ним – значит, надо его создать. И, желательно, наделить теми чертами, которые в себе не слишком-то нравятся. На контрасте проще прочувствовать, что ты собой представляешь.

А еще творчество и вера – это способ преодолеть страх. Только представь, что мы действительно одни во Вселенной, и только нам таким удивительным образом выпали космические кости в этой Большой Игре. Чувствуешь, как придавило ответственностью? Не каждый атлант способен взвалить такое на свои плечи. Вот и мы пытаемся доступными нам средствами, с помощью воображения, справиться с этим ощущением. 

По сути мы всего лишь – удивительный конгломерат биологических сущностей, наделенный способностью создавать с нуля новое, и совершающий путешествие на самом большом и комфортабельном космическом корабле к Звездам.