Найти в Дзене
Strategeum-Y

Су-34 – бомбардировщик с незавершенным гештальтом

Министерство обороны России планирует летом подписать новый контракт на поставку в ВКС РФ нескольких десятков боевых самолетов Су-34, боевые возможности которых будут расширены по итогам выполнения опытно-конструкторской работы (ОКР) «Сыч». Как водится, это не было заявлением ведомства Сергея Шойгу, это в очередной раз ТАСС, уполномоченный ссылаться на неназванный источник.

Что еще пожелал сообщить «источник»?

ОКР «Сыч» была завершена в 2019 году. Она, в частности, «предполагает установку на Су-34 подвесных контейнеров разведки… Также в ходе этой работы существенно расширяется номенклатура авиационных средств поражения, которые сможет применять Су-34». Анонимный собеседник добавил, что «в будущем планируется модернизировать авиапарк уже стоящих на вооружении Су-34».

Су-34 - многофункциональный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик, по другой классификации — фронтовой бомбардировщик. Дальность его полета, по данным «источников», достигает 4000 км, максимальная скорость — до 1900 км/ч, боевая нагрузка — до восьми тонн. Первый контракт на поставку министерству обороны 32 Су-34 был подписан в 2008 году. В настоящее время Новосибирский авиационный завод завершает производство 92 самолетов по контракту 2012 года.

Что не так? Почему только посредством «источника» в публичную плоскость продвигается очередное чудо-оружие, которое, как опять намекается, не имеет аналогов за рубежом, а если и имеет, то наше лучше и дешевле?

Если поднять публичные упоминания о Су-34, то возникают определенные… ассоциативные отсылки, скажем так.

Итак, в прошлом году, когда отмечалось 80-летие ОКБ Сухого, упоминалась и история создания Су-34, трудная история. Решение на разработку чего-то эдакого принималось в конце 50-х годов, разработка базовой версии завершилась в конце 80-х, в боевом составе ВВС/ВКС — с 2014 года.

Неоднократно сообщалось об опыте боевого применения Су-34 в Сирии. Что сказать, полигон благодатный для бомбардировщиков, разработанных для боевых действий совершенно иной интенсивности и не для противоборства с детьми пустыни. Тем не менее, обнародованное использование свободнопадающих бомб, при том, что машина проектировалась для массированного бомбометания по площадным целям, видимо, дало какую-то пищу для доработок.

Насчет аналогов — возникли ассоциации с американским F-111, который отработал в ВВС США менее четверти века и был выведен из боевого состава еще в 1996 году. Но, другие времена, другие цели, другие цены… Теперь его сопоставляют с такими машинами, как «Рафаль», «Еврофайтер» и F-15E, которые все еще не без шансов на мировом рынке вооружений.

А вот, кстати, насчет экспорта Су-34 получается нечто беспримерное.

Года три назад в российских немэйнстримовых источниках прошли сообщения о том, что «Су-34 модифицируют под экспорт». Мол, так говорят в информированных кругах.

В апреле 2018 года главный по экспорту в «Ростехе» Виктор Кладов заявил, что Россия готова экспортировать за рубеж истребитель-бомбардировщик Су-34, который, мол, хорошо показал себя в Сирии. Уже в августе того же года глава Рособоронэкспорта Александр Михеев сообщил о том, что Россия получила первую заявку на поставку Су-34. Новость растиражировали. Но: «детали предстоящего контракта пока не уточняются». И все утихло. До конца 2019 года.

В декабре года прошлого было сообщено о том, что опытный образец модернизированного истребителя-бомбардировщика С-34, который будет относится к поколению 4++, создадут к 2022 году. Как водится, ТАСС, уполномоченный «источник»...

А потом, как мы же писали, некий псевдоалжирский новостной ресурс сообщил о намерении закупить в России большую партию самолетов «Сухого» различных моделей, включая Су-34. Российские ресурсы, поддерживавшие корпорацию «МиГ» в публичной борьбе против «Сухого», окрестили это сообщение фейком. И опять все затихло.

Хотя не все. «Сухого» опять сливают с «МиГ», сообщено официально. И теперь во главе новой структуры будет представитель «МиГ» (подробнее о слиянии двух самолетостроительных фирм см. наш материал).

В одной из психологических концепций существует понятие «незавершенный гештальт», описывающее потребность, стремящуюся к удовлетворению, но этого удовлетворения не находящую и порождающую невротические реакции. В психотерапии в этом случае проводится курс психологической помощи. В маркетинговой теории медийного продвижения считается стратегической ошибкой техника анонсирования событий, которые потом не наступили — новостные гештальты необходимо завершать, иначе продвигаемый объект обретает стереотипный образ неудачника.

Что мы видим сейчас? Неуверенность в конечном результате? Наступит ли анонсируемое событие или зависнет? Или здесь вообще в чем-то какой-то «косяк»?

Как отмечал эксперт близкого к российской оборонке Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, контракты на Су-30СМ, Су-34 и Су-35С относятся к числу наиболее успешно выполненных в рамках завершающейся Государственной программы вооружения на 2011-2020 гг. При этом экспортных заказов на Су-34 как не было, так особо и не предвидится. И в целом сейчас не может повториться ситуация 1990-х годов, когда российскую авиапромышленность спасли масштабные заказы от Индии и Китая. Поэтому вопрос о продлении контрактов с министерством обороны России имеет большое значение для отрасли в целом.

И было еще одно недавнее сообщение — о том, что компания «Сухой» в течение полугода завершит исполнение контракта с минобороны на поставку 92 бомбардировщиков Су-34. Об этом информированный источник теперь сообщил «Интерфаксу». Подчеркивается, что новый контракт, подписание которого ожидалось ещё в конце 2019 года, пока не заключён.