Большой вклад в Великую Победу внесли и те, кто трудился вне полей боевых сражений. Годы Великой Отечественной прошли для тыловиков под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы». Старики, дети, женщины – все сутками трудились на полях и заводах. Героиня нашего сегодняшнего рассказа – Фатима Зиганшина. Она трудилась в колхозе.
Давление, повышенный пульс – постоянные спутники Фатимы Зиганшиной. Но не потому, что ей 95 лет. Так ее организм реагирует на острые моменты хоккейного матча любимой команды «Ак Барс». Не всегда получается поддерживать команду с трибун, но игры не пропускает.
- Хоккей очень люблю! И сейчас смотрю всё время. Родные все спать уходят, а я и в 10 вечера, и в 11 не сплю. Хоккей смотрю!- смеется Фатима Зиганшина.
С удовольствием женщина вспоминает свое знакомство с любимым хоккеистом – Данисом Зариповым.
- Я, когда матчи смотрю, всегда переживаю за него: вышел ли он на лед, не болеет ли. Он ведь тоже уже не молодой, ему вроде 38 лет, - продолжает разговор Фатима Зиганшина.
Смотрит не только хоккей, а еще и за правнуками. Их у Фатимы Зиганшиной 23. Такое богатство подарили ей 11 внуков и 5 детей. Это почти рота солдат.
- Один внук мне говорит: «Бабушка, я тебя больше мамы люблю!». Приятно такое слышать, только я невестке эти слова не передаю, а то еще расстроится. Помню, как мне внук сказал мне, что, когда пойдет он в армию, обязательно меня с собой возьмет, - смеется Фатима Зиганшина.
Еще бы. С такой бабушкой действительно не страшно. Фатима Зиганшина как и ее ровесники, ставшие свидетелями Великой Отечественной войны, смогла пройти все испытания. Кажется, что та война не оставила в жизнерадостной бабушке и следа. Но это не так. Достаточно заговорить о тех страшных днях, как она преображается.
- Мне лет 16-17 было, когда нас забрали окопы копать. До этого трудилась в колхозе. Отправили в район Буинска. Голыми руками копали землю, на ногах лишь галоши дырявые. Слов не хватит, чтобы описать всё, что увидела тогда. Один раз даже сбежала, когда уже на ноги нечего было надеть, - с грустью произносит Фатима Зиганшина.
Много может рассказать Фатима Зиганшина о жизни в тылу. Только не хочется ей об этом даже вспоминать.
- То, что нам пришлось пережить, может понять лишь тот, кто побывал на войне, - говорит Фатима Зиганшина.
Первые послевоенные годы стали испытанием для всего народа. Фатима Зиганшина продолжила работать на военном заводе.
- Как сейчас помню, жили в бараке из фанеры. Там ни воды не было, ни света, ни тепла. На небольшой печи спали по 10 человек. Когда кто-то уходил, его кровать на дрова пускали, чтоб хоть как-то согреться, - продолжает рассказывать Фатима Зиганшина.
Сегодня Фатиму Зиганшину согревает любовь близких родных и односельчан. Она для них настоящая легенда. Она открытая книга по истории и душа любой компании.
Гузель Газизуллина
Фото Фаниля Мухарлямова