Найти тему

История Биг Мака. Джим Деллигатти

«Хорошие художники копируют, великие художники воруют»

Давенпорт Адамс (с)

БИГ МАК
БИГ МАК

Несмотря на то, что создателя такой большой империи как Макдоналдс нельзя назвать глупым, иначе не были бы его рестораны практически в каждой стране мира, всё таки Рей Крок не был выдающимся маркетологом а уж тем-более не мог придумать и добавить в меню своей сети нового, успешно продающегося продукта.

Вообще, я считаю, Кроку просто посчастливилось встретить в своей жизни двух поистине умнейших людей, речь идет о братьях Дик и Морис Макдоналдс, которые либо не успели, либо просто не хотели делать в своём бизнесе какую-либо глобализацию, чем собственно и воспользовался "создатель".

Моё мнение — его подход был совершенно нечестным, но как говорится: "Бизнес — ничего личного".

Собственно, именно из-за того, что владелец сети Макдоналдс сам не мог придумать нового блюда, что в принципе он не раз пробовал и ни разу это не увенчалось успехом, смог это сделать Джим Деллигатти, практически методом самого Крока.

Джим Деллигатти
Джим Деллигатти

В 1968 году доходы сети Макдоналдс стали сильно уменьшаться.

Меню было слишком старым, однотипным, ограниченным и, скажем прямо, надоело людям. Но глобальная проблема была в том, что решить её было не так-то и просто.

Связано это было с тем, что рестораны Макдоналдс отличались сверхвысокой производительностью, а те блюда, которые предлагал владелец сети или его партнеры, заметно замедляли процесс обслуживания, что было совершенно не в правилах компании.

На помощь пришёл один из франчайзи сети. Джим Деллигатти, до знакомства с Рэем Кроком , являлся владельцем ресторана "Drive-Through" в Ньюпорт-Бич, штат Калифорния, а также множеством торговых точек в Питтсбурге и пригородах.

Джим Деллигатти с биг маком. Старое фото
Джим Деллигатти с биг маком. Старое фото

Джим заметил, что количество клиентов слишком сократилось, что в корне его не устраивало, ведь в бизнесе главное это время, а время как известно деньги!

Опытный Деллигатти начал уговаривать руководство Макдональдса расширить меню продуктом, который якобы сам и придумал.

Идея нового блюда заключалась в двухэтажном гамбургере с "секретным-специальным" соусом и всякими разными добавками.

Многие из Вас сейчас задали вопрос: "А почему "якобы" сам?"

Да да, Джим без малейшего зазрения совести украл эту идею из меню сети ресторанов "Биг Бой" (https://www.bigboy.com/) кстати, существующую по сей день.

Ресторан Биг Бой. Старое фото
Ресторан Биг Бой. Старое фото

Рей Крок всегда злился, когда у его франчайзи и менеджеров компании начинались вопросы и предложения по обновлению меню.

Я уже сказал, что у него у самого не получалось создать ничего стоящего, вкусного и пользовавшегося большим спросом, т.к собственно кулинаром он не был, да и в принципе не обязан был им быть. Но всё-равно злость брала верх, когда речь касалась меню ресторанов. Деллигатти в разговоре с Кроком не стал исключением и вследствие этого получил порцию гнева, но нужно отметить, что у владельца сети не было особого выбора, да и дела компании, были очень плачевными.

Поэтому Крок, нехотя, согласился на предложение Джима, но поставил условие, что данный гамбургер будет продаваться только в качестве эксперимента в одном из отдаленных ресторанов Джима, а также на кассе клиентам все-равно будут предложены знаменитые булочки и пирожки сети Макдоналдс.

Таким образом, в меню сети появились новые гамбургеры под названием «Аристократ» (англ. «Aristocrat»).

Совершенно верно, именно таким было первое название революционного гамбургера.

Всего названий было три, включая ныне существующее "Биг Мак". Название "Аристократ" не пришлось по душе посетителям, его было сложно выговорить, да и не сказать, чтобы оно хорошо запоминалось.
Поэтому команда Деллигатти продолжила фантазировать, в итоге вторым названием было «Blue Ribbon Burger», что в переводе на русский язык означает "гамбургер с голубой лентой". К сожалению, продаж не прибавилось и после второго изменения названия.
Вообще, я полностью согласен с выражением "Как яхту назовёшь - так она и поплывёт", поэтому "гамбургер с голубой лентой" никуда и "не поплыл".

Ошибка многих молодых бизнесменов заключается в том, что они при любых трудностях сразу ищут проблему в своём продукте, пытаются исправить не существующую проблему, тратя на это большое количество сил и средств, а когда это не приносит плодов, закрывают свой бизнес, ссылаясь на нерентабельность или огромную конкуренцию рынка и даже если ваш продукт идеальный, проблема может лежать банально в маркетинге, в данном случае в названии.

И наконец, третьим названием стал всем известный "Биг Мак".

Предложила его Эстер Гликстейн Роуз, которая в то время занимала должность секретаря отдела маркетинга в корпорации Макдоналдс.

Эстер Гликстейн Роуз. Старое фото
Эстер Гликстейн Роуз. Старое фото

Название утвердили и установили цену на бургер в 45 центов. Так в 1967 на свет появился всем известный БигМак.

Объявление о новом бургере. Старое фото
Объявление о новом бургере. Старое фото
Хочу напомнить, что у бургера компании Макдональдс был конкурент - Бургер, концепцию которого "позаимствовал" Джим. И с этим нужно было что-то делать.

К сожалению я не смог найти стоимость "Big Boy hamburger" в 1967 году, чтобы сравнить её с ценой на Биг Мак в том же году, но в 1938 году она составляла 15 центов.

Но вот главным отличием бургера сети Макдональдс от бургера сети "Биг Бой" заключалось в том, что Джим Деллигатти стал добавлять дополнительную третью булочку посередине, которая несла функцию стабилизации всех продуктов, содержавшихся в бургере, и не позволяла целому продукту развалиться

Big Boy hamburger. Фото
Big Boy hamburger. Фото

Биг Мак. Фото
Биг Мак. Фото

Ключевым фактором успеха стало идеальное партнёрство отдела рекламы Макдональдса и собственно самого исполнения заявленного. Люди видели рекламу нового бургера, где в медиа его представляли сочным, двухэтажным, где он ровно держит свою форму. И собственно, когда реклама выполнила свою задачу по привлечению клиентов в ресторан, то посетители при заказе получали бургер как с картинки, тот самый — двухэтажный, сочный который держит свою форму.

Произошёл фурор!

Уже в 1969 году Биг Мак стал символом корпорации Макдональдс и продавался в каждом ресторане, а сам Джим позже говорил:

«Я и представить не мог, что мое изобретение превратится в кусочек Америки.»

"Бургер Деллигатти" в 1969 году составлял 19% от общего объема продаж всей корпорации и к концу этого же года "Биг Мак" вышел на общенациональный уровень. Странно, что Джим не получил никакого денежного вознаграждения от компании за свои труды по созданию продукта, который, думаю, стал символом корпорации Макдоналдс, но это, как говорится, "дела семейные".

Джим Деллигатти умер в 2016 году в возрасте 98 лет.

Джим Деллигатти
Джим Деллигатти

На сегодняшний день в мире не найдётся человека, который при слове Биг Мак не понимал-бы, о чём идёт речь.

Этот бургер настолько популярен во всём мире, что существует даже неофициальный способ определения паритета покупательной способности (ППС), что для меня было большим удивлением, и называется он "Индекс Биг Мака"(англ. Big Mac Index).

Индекс Биг Мака основан на теории паритета покупательной способности, по которой валютный курс должен уравнивать стоимость корзины товаров в разных странах (то есть отношение обменных валютных курсов), только вместо корзины берется один стандартный Биг Мак, выпускаемый компанией McDonald’s по всему миру.

К данному виду исследования в 1986 году прибег авторитетный еженедельный журнал «The Economist» (https://www.economist.com/), который публикуется в Великобритании с 1843 года.

Почему в качестве эталона экспертами данного журнала используется именно Биг Мак? Для этого есть 2 причины:

  • Рестораны McDonald's находятся практически в каждой стране мира
  • В самом бургере содержится необходимое количество продуктов питания для жизнедеятельности человека, имеется ввиду количество хлеба, овощей, мяса, а также сыра.

В наши дни Биг Мак является самым покупаемым бургером.

По последним данным только в США продается более 500 миллионов Биг Маков каждый год.

Вот так человек, горящий своим делом, смог увековечить свой продукт в огромной корпорации и целом мире!

Биг Мак. Фото (наши дни)
Биг Мак. Фото (наши дни)
  • Подробнее об индексе можно изучить здесь: https://www.economist.com/news/2020/01/15/the-big-mac-index
  • Состав и цена БигМака на сегодняшний день: https://mcdonalds.ru/product/big-mac

PERSONAL DEVELOPMENT (c)

Подписывайтесь на наш Телеграм канал https://t.me/persdevel