Сегодня мы заканчиваем серию статей про бас. Надеемся, что для вас информация была полезна.
Насколько глубоко можно уйти?
Итак, согласно теории, и это подтверждено нашим собственным опытом, любой звук ниже 20,6 Гц (Е0) перестает быть слышимым не только из-за возможностей нашего слуха, но и по причине физических ограничений акустических систем. Что это означает на практике? Басовые партии обычно начинаются и заканчиваются на тонике. Таким образом, если вы пишете песню в тональности до-диез (C#), то самая нижняя нота до-диез (C#), которую можно будет услышать, придется на частоту 34,6 Гц (С#1). Парадоксально, но если транспонировать весь трек на три полутона вверх в тональность ми (E), можно достичь нижней слышимой ноты (ми субконтроктавы - 20,6 Гц).
Разумеется, не обязательно тоника может быть самой низкой нотой в вашей партии. К примеру, в тональности си (В) самой нижней слышимой нотой может быть фа-диез (F#0 - 23 Гц), что приходится квинтой к ноте си. Делайте все, что работает с музыкальной точки зрения, но не забывайте об ограничениях низких частот!
Страх компрессии
Когда вы применяете компрессию или лимитируете, вы, по сути, понижаете уровень сигнала, но как именно работает компрессия по отношению к большим и мощным басовым волнам? На этот вопрос нет простого ответа, все будет зависеть от особенностей сигнала, компрессора и его настроек. В целом, когда компрессор сжимает бас, результатом становится амплитудное выравнивание, и волна становится «приплюснутой» по вертикали, т. е. по амплитуде. Когда мы начинаем сжимать синусоидальную волну, ее форма искажается - она становится похожа на квадратную волну. Таким образом, в ней появляются новые гармоники - происходит процесс сатурации или насыщения. Это может быть как раз тем эффектом, который вы искали, однако если вам нужно сохранить чистый звук - не забывайте про анализатор спектра и почаще нажимайте bypass, сравнивая оригинальный и обработанный звук; это, пожалуй, лучший метод контроля.
Частым виновником искажений при компрессии баса является время атаки - поднимайте его до тех пор, пока не заметите, что нежелательный эффект исчез. С помощью многополосного компрессора можно настроить нужное время атаки отдельно для нижней частотной полосы, или же наоборот, оставить этот саб-диапазон без какой-либо компрессии вовсе. Если вам тяжело работать на слух, не стесняйтесь экспортировать басовую линию с эффектами на аудиодорожку и потом смотреть на результат. Глаза могут сильно помочь, особенно после многих часов в студии, когда слух «замылился». Также можно воспользоваться бесплатным плагином s(M)exoscope Smartelectronix (или его аналогами), с помощью которого чрезвычайно удобно отслеживать амплитуду. Ну и в конце концов, компрессор - это всего лишь автоматический регулятор уровня сигнала. Никто не запрещает с помощью автоматизации сделать все вручную. Иногда это и быстрее, и лучше.