Найти тему
Электронная музыка

Тонкости про бас - советы музыкантам

Оглавление

Сегодня мы заканчиваем серию статей про бас. Надеемся, что для вас информация была полезна.

Насколько глубоко можно уйти?

Итак, согласно теории, и это подтверждено нашим собственным опытом, любой звук ниже 20,6 Гц (Е0) перестает быть слышимым не только из-за возможностей нашего слуха, но и по причине физических ограничений акустических систем. Что это означает на практике? Басовые партии обычно начинаются и заканчиваются на тонике. Таким образом, если вы пишете песню в тональности до-диез (C#), то самая нижняя нота до-диез (C#), которую можно будет услышать, придется на частоту 34,6 Гц (С#1). Парадоксально, но если транспонировать весь трек на три полутона вверх в тональность ми (E), можно достичь нижней слышимой ноты (ми субконтроктавы - 20,6 Гц).

Разумеется, не обязательно тоника может быть самой низкой нотой в вашей партии. К примеру, в тональности си (В) самой нижней слышимой нотой может быть фа-диез (F#0 - 23 Гц), что приходится квинтой к ноте си. Делайте все, что работает с музыкальной точки зрения, но не забывайте об ограничениях низких частот!

-2

Страх компрессии

Когда вы применяете компрессию или лимитируете, вы, по сути, понижаете уровень сигнала, но как именно работает компрессия по отношению к большим и мощным басовым волнам? На этот вопрос нет простого ответа, все будет зависеть от особенностей сигнала, компрессора и его настроек. В целом, когда компрессор сжимает бас, результатом становится амплитудное выравнивание, и волна становится «приплюснутой» по вертикали, т. е. по амплитуде. Когда мы начинаем сжимать синусоидальную волну, ее форма искажается - она становится похожа на квадратную волну. Таким образом, в ней появляются новые гармоники - происходит процесс сатурации или насыщения. Это может быть как раз тем эффектом, который вы искали, однако если вам нужно сохранить чистый звук - не забывайте про анализатор спектра и почаще нажимайте bypass, сравнивая оригинальный и обработанный звук; это, пожалуй, лучший метод контроля.

-3

Частым виновником искажений при компрессии баса является время атаки - поднимайте его до тех пор, пока не заметите, что нежелательный эффект исчез. С помощью многополосного компрессора можно настроить нужное время атаки отдельно для нижней частотной полосы, или же наоборот, оставить этот саб-диапазон без какой-либо компрессии вовсе. Если вам тяжело работать на слух, не стесняйтесь экспортировать басовую линию с эффектами на аудиодорожку и потом смотреть на результат. Глаза могут сильно помочь, особенно после многих часов в студии, когда слух «замылился». Также можно воспользоваться бесплатным плагином s(M)exoscope Smartelectronix (или его аналогами), с помощью которого чрезвычайно удобно отслеживать амплитуду. Ну и в конце концов, компрессор - это всего лишь автоматический регулятор уровня сигнала. Никто не запрещает с помощью автоматизации сделать все вручную. Иногда это и быстрее, и лучше.