Найти в Дзене

АКВАРИУМ В МОСКВЕ. КАК ЭТО БЫЛО

Оглавление


АКВАРИУМ В МОСКВЕ. КАК ЭТО БЫЛО

Почти полвека назад, летом 1972 года, группа «Аквариум» начала творить свою, особенную и ни на что не похожую, магию музыки. Состав участников неоднократно менялся, и только вокалист и идейный вдохновитель группы Борис Гребенщиков, также известный как БГ, и ныне является участником коллектива с момента его основания.

Нечасто удаётся своими глазами увидеть тех людей, которые стояли  в преддверии рок-н-ролла на Руси и вживую услышать те прекрасные песни, с которых начиналось восхождение легендарного коллектива на музыкальный Олимп. Давно мечтал я, как стоя перед сценой и, глядя в лицо Бориса Борисовича, я буду подпевать произведениям легенды русского рока совместно с автором. И вот 22 декабря мне удалось-таки попасть на концерт этого замечательного содружества музыкантов, дабы суметь напитаться волшебной энергетикой их звучания из первоисточника.

Официальное начало было заявлено на 20:00, но пришлось подождать четверть часа, что я не считаю долгим ожиданием перед столь грандиозным событием. Минуты скрашивались доносящимися из колонок треками, грамотно подобранными ради лучшей прочувствованности момента. Глаз радовали декорации на сцене, расставленные, особо продуманно, рядом с музыкальными инструментами. Роскошные букеты соседствовали с ламповым телевизором на ножках и набором флейт, а человеческие черепа – с миниатюрной пальмой и синтезатором.

Сегодня гости Горбушки находились под блаженным взглядом Сарасвати – индуистской богини мудрости, знания, искусства и красноречия, расположившейся на задней стене. И её образ, восседающий на белом лебеде над барабанными установками, был отнюдь не случайным. Весь нынешний концерт виделся мне не только желанием группы представить зрителям свои особенные творения. Явно просматривалось стремление поздравить Солнце с обновлением, выказав своё расположение Вселенной. И именно лик Сарасвати, что осуществляет брак неба с землёй и созидает небесный чертог вечного блаженства, был выбран как самый подходящий из образов Светлых сил. Под её-то эгидой, громко приветствуемые радостными фанатами, и появились на сцене музыканты.

Фронтмен сразу задал тон вечера, обратившись к зрителям. «Празднуем сегодня Зимнее Солнцестояние, так как ныне родился Солнечный Бог. Встретим же его достойно!». После столь вдохновляющей фразы солист и его коллеги заняли свои места – и началось торжество песен «Аквариума».

Отправной точкой явилось заглавное произведение с «Синего альбома», глубокомысленная «Железнодорожная вода». Удобно устроившись на стуле, Борис Борисович пел, аккомпанируя себе на акустической гитаре и губной гармонике. Продолжились умозрительные настроения треком «Плоскость» с того же сборника. Музыканты немного разбавили их мотивами бриза южных островов «Палёное виски и толчёный мел», умело используя сочетание мандолины, флейты и аккордеона, но тут же вернули всех к задумчивости творением «Стучаться в двери травы». Синглы разных лет дополняли друг друга, звуча предзакатными настроениями, под которые, укрывшись пледом на крыльце веранды и любуясь последними пурпурными отблесками, так славно размышляешь о преходящем. Но закат, уходя на запад, ведёт за собой прохладу сумрака, что мне послышалась в последующих мистических «DeathofKingArthur» и «Псалом 151».

Как полуночные разговоры с другом на кухне звучат искренне и наполнены волнением, и как в них поднимаются самые глубинные темы (без таких посиделок не оговаривающиеся), так и здесь – погружение в тревожные настроения ощущаются при помощи полноты слова. Насыщенность образов и глубина мысли в тексте наполняют душу и дают прекрасную пищу уму. Но и музыка тут не менее важна, чем слог: невероятно красивая и сполна насыщенная русскими мотивами. Для меня в этих творениях коллектива всё так гармонично переплелось, что было невозможно оторвать одно от другого.

-2

Словно заглядывая в глаза Судьбе, вопрошала «Государыня»: «почто не исполнились надежды на лучшее?»; вещала о пришедших смутных временах  нам беспокойная «Ласточка» и под «Кони беспредела» щемило от загрудинной тоски этих песен с «Русского альбома». Каждая из них вполне передаёт настроения тех непростых 90-х годов, в которых они были написаны.

Не менее глубоко задевали сердце треки «Пришел пить воду» и «Ветка» с альбома 2014 года «Соль». Минимализм в аранжировках и пробирающие насквозь рассуждения сделали их логичным продолжением предыдущих произведений. Тонко выверенное сочетание песен намеренно вело к определённой точке, где чувства достигнут апогея. Именно им и стало повествование о кошмарном сне с кровью пополам, которым окатила «Красная река». Залитая бордовым светом сцена, голос солиста, ставший хлёстким, и рыдающие в унисон дудочка с электрогитарой – это было очень эффектно! Ну а после самого тёмного часа с Божией помощью всегда наступает рассвет, и о Его доброй воле повествовали синглы «Не было такой» и «Господу видней». Вместе они смягчили сумрак, наполнив зал предрассветным ощущением, особенно подчёркнутым в аудиальном танце скрипки и флейты, подложкой к которым звучали, как молитва, ритмика гитары и текстов. «Небо цвета дождя» как раз и стало тем белым маревом, которое, предвещая первые лучи светила, держит в наибольшем напряжении. Над этим же пошутил и сам лидер команды, начиная новую композицию: «И вот, когда стало особенно невыносимо, и деваться больше некуда, мы – вместо массового самоубийства – поём». Первым лучом стала «Пиратская лирическая», принадлежащая перу Булата Окуджавы, своим бесшабашным стилем раскачавшая гостей клуба, которые спели её вместе с солистом. «Изумрудные дни» же с окончательной уверенностью зажгли в глазах людей тот огонь, ярко видимый в этой самой задорной из новинок группы. И хулиганский посыл, и уверенное «..я ещё спою!» вызвали море оваций, подтянув ещё одну музыкальную вещицу, известную как «Нога судьбы». Сказ про Быколая Оптоеда Борис Борисович передал в самой серьёзной манере, которая столь же забавно контрастировала с развесёлостью текста, как и предыдущая, «сумеречная» часть концерта – с уже ярко проявившейся «светлой». Наиболее полно это чувствовалось благодаря духовой секции из трубы, тромбона и саксофона, добавлявших своё величественное звучание классической игре «Аквариума».

-3

После ещё одной околопиратской песни – зажигательной «Мести Королевы Анны», музыканты сыграли пятиминутную инструментальную коду «Ciaran&Berni» – и фронтмен представил коллег поимённо. Исполнитель музыки на флейте вистл и ирландской флейте Брайан Финнеган; басист Александр Титов; гитарист Алексей Зубарев; скрипач Андрей Суротдинов; сын Б.Г. Глеб Гребенщиков – перкуссионист; ударник Лиам Брэдли; клавишник и баянист Константин Туманов; гитарист и духовик Игорь Тимофеев, с 2013 года занимающийся личными проектами, но решивший сегодня поддержать коллег. А также духовое трио «Шашки Шамбалы»: Александр Богданов, Антон Боярских, Егор Попов.

Наступил самый зенит концерта. А так как в это время Солнце набирает свою полную силу, то почему бы солисту не обратиться к нам от имени прославляемого им сегодня Бога? В треках «Соль», «День в доме дождя» и «Я — змея» он делает именно такой ход, донося собравшимся философию Высших сил. В такие моменты понятно каждому – с нами Бог, и это явственно слышалось со сцены. Мудрее змеи и спокойнее воды, он внутри и вовне, не помнящий зла и дарующий любовь. Но вот в любви-то главная дилемма (а для каждого она своя): любовь может возвысить до небес одних, а для других она – шаг в пропасть. Об этом повествует композиция «Для тех, кто влюблён». Не зря же, будучи написанной в 1983 году, она была издана только в 2017. Смысл этого я вижу в том, что до любви надо дорасти как самому, так и убедиться, что доросли окружающие, иначе, как бы широко ты не раскрывал руки для объятий, тебя банально распнут.

Но, как влюблённое сердце покрывает все недочёты, а снег прикрывает неровности ландшафта, так и зазвучавшая повесть о том, что «С утра шёл снег» сгладила все переживания. Лёгкое регги и открытое разрешение делать что хочешь, напомнили о свободе желаний, а последующая «Великая Железнодорожная Симфония», со своей нежнейшей мелодикой, мягко дополнила её напоминанием о предопределённости событий.

-4

Пережив такой философский блок, непременно надо сменить настрой и спустить пар. В этом хорошо помогли маршеподобные «Стаканы», вновь взбодрившие слушателей настолько, что некоторые даже пустились в пляс. Счастливый от такого искреннего проявления чувств поклонников, Борис Гребенщиков тепло поблагодарил их словами «Любимые, спасибо вам за сегодняшний праздник!». На контрасте с предыдущим синглом фронтмен спел «Крестовый поход птиц», сменив не только тембр голоса, но и саму подачу мысли. С первых строк воспев начало новой жизни, когда смыты все порочные мысли и грешные дела, он начал путь к небу. В этой песне-молитве на вопрос: «Господи мой, кто, если не Ты?», – певец сам и отвечает: «Зажги мне руки, чтобы я мог взять это небо, как нож, и вырезать нас из сети», – прямо показывая нам путь к Свету. Бог – это не только любовь, но и наша совесть, которая не даёт нам солгать, а даёт чёткие ответы, когда мы склоняем голову перед внутренним голосом и готовы прислушиваться к голосу духа. Ведь только сами мы и сумеем ответить на вопросы внутри себя, и лишь сами себе сможем помочь.

На последней ноте артисты ушли за кулисы, не прощаясь. Было очевидно, что это – далеко не конец, но, проведя у рампы более двух часов, пропустив через себя все волнения сердец и возвышения душ, переживания и просветления людей, горести их и радости, надо немного передохнуть перед рывком к финалу. И, даже понимая это, зрители единым порывом уже через полминуты звали музыкантов обратно, не жалея ладоней для рукоплесканий, а голосов для криков «Ещё!».

Конечно же было «ещё», не могло не быть. «Аквариум» вновь вышел тем же составом, столь же уверенно, как и в начале. Новым приветствием зазвучал любимый многими «Отец яблок», который завершился словами Бориса Борисовича о насущных нуждах. «Любимые, спасибо! Празднество у нас всё не кончается! Ну и, кстати, по поводу праздника: на входе стоят такие ящики, для сбора денег, на них написано «Мой Мио». Это фонд, который занимается лечением больных детей, которыми государство отказалось заниматься. Значит, кроме нас им помочь некому, поэтому если можете – помогайте».

-5

Выступление продолжилось ещё более давними произведениями – «Сидя на красивом холме» с альбома «День серебра» и «Десять стрел» с одноимённой пластинки. Торжество света потихоньку клонилось к закату, но наибольшую его красоту мэтр приберёг как раз на это время. «Сокол» с альбома 2008 года «Лошадь белая» – один из самых величественных опусов группы, как откровение о нас всех, поднял дух слушателей на наивысший уровень, ведя его прямиком в Солнце. И именно там встретил его восхитительный «Горный хрусталь», поддерживаемый огоньками сотен фонариков в зале, как огнями Млечного пути, проступающего в сумерках. После такого единения с гостями клуба солист, встав и раскрыв объятия, душевно поблагодарил всех присутствующих ещё раз за отлично проведённое время: «Спасибо и со всеми наступающими праздниками. Последний концерт в этом году – и я счастлив с вами петь!».

Лучшим окончанием удивительного концерта стала песня «День радости». И, хотя по всему телу явственно бежали мурашки, когда под финал композиции все голоса в зале в унисон подпевали волшебное «Бог есть свет, и в нем нет никакой тьмы», в душе я был спокоен. Наполнившись тем светом, который излился на меня сегодня, невозможно было волноваться ни о чём, кроме «как добраться до дома» и «как подобрать слова, чтобы суметь рассказать обо всём великолепии выступления передо мной легенды»? Когда одни знакомые ноют об отсутствии предновогоднего настроя, а другие не знают, где и как провести праздничные дни, то я понимаю – это их право нести в себе подобные настроения. А у меня перед глазами до сих пор стоит весь состав «Аквариума», чья магия позитива, переданная прямиком в душу, наполняет меня уверенностью в том, что тепло праздника, радость жизни, магия улыбок и волшебство каждого дня постоянно с нами. Нужно только настроиться на эту волну – и Свет воссияет внутри, передаваясь всем окружающим. Посему желаю каждому из нас больше позитивного настроя, друзья, и поздравляю с наступающими праздниками! Пусть они зададут нам верный курс на весь следующий год, дабы жить эту жизнь счастливо каждый день!

Автор статьи: Александр Буравцов
Фото: София Софронова

Сайт портала "Рок в кадре и не только"