Найти тему
Оля Тихонова

СТРАННЫЕ ЛЮДИ или почему я отказываю даже постоянным клиентам? (часть 2)

Оглавление

©, Оля Тихонова, 2020

Как в любом бизнесе, функционирующем в сфере услуг, мы часто сталкиваемся со СТРАННЫМИ ЛЮДЬМИ или со СТРАННОСТЯМИ ЛЮДЕЙ или с ЛЮДЬМИ со СТРАННОСТЯМИ, а бывает 3в1.

Кого-то мы можем «понять и простить», кого-то только простить, но встречаются на нашем пути и такие клиенты, с которыми мы спешим расстаться, едва познакомившись. Это люди разных социальных групп, люди разного достатка, разного уровня образованности и воспитанности, и, тем не менее, они попадают для нас в одну группу - это клиенты, с которыми мы избегаем работать.

Эта история о СТРАННОЙ КЛИЕНТКЕ. Я называю ее СТРАННОЙ, потому что мы расстались с ней без конфликта и «на ровном месте». Она всегда оставалась довольной нашей работой и это для нее мы практически каждый год честно готовили (по ее же запросу) новую программу.
О том насколько для нас финансово, физически и морально затратна подготовка новых программ можно прочитать здесь

Персонажи моей любимой программы "Волшебство страны Оз"
Персонажи моей любимой программы "Волшебство страны Оз"

Обычно эта клиентка звонила нам в начале-середине октября и ставила перед фактом, что «в этом году ее дочь хочет...». В этот момент я «падала духом», потому что сразу понимала, что у нас нет программы по запросу дочери (нет ВООБЩЕ от слова «абсолютно»). Скажу больше, что такой... не говорю даже «программы», нет таких КОСТЮМОВ в городе даже в аренду.

НУ, НЕ МОСКВА МЫ!!!

И вот до 1 января мы должны были соорудить какое-то подобие внятной программы, отшить костюмы....
А с этим ВСЕГДА ОГРОМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, потому что ШЬЮТ ПЛОХО!

Сегодня мы шьем костюмы на фабрике театральных костюмов в Подмосковье. Что увеличивает цену в разы! Один костюм нам обходится в 20-25 тысяч рублей.

Но из года в год по запросу клиентки мы отшивали костюмы, наигрывали программу, чтобы у ее девочки в ее «главный день в году» было то, что примечталось.
И не важно, что клиентка платила за программу 1/4, 1/3 от стоимости наших затрат... Мы видели перспективу в этой программе, а дальше «все зависело от нас».

Последний инструктаж перед праздником....
Последний инструктаж перед праздником....

В тот год, клиентка позвонила только в середине декабря... И, как обычно, начала со слов «в этом году она хочет...». На этот раз девочка хотела быть бабочкой и программу «про бабочек». Я взяла паузу на два дня, а после перезвонила: «Мы вам вынужден отказать, потому что такой программы у нас нет и сделать ее мы не успеем. У нас начинаются ёлки».
Дальше между нами состоялся странный диалог, в финале которого я услышала короткие гудки.

Прошло два года и я не помню точно всю канву длинного разговора, только его отдельные моменты и свои переживания. Попробую воспроизвести.

Момент 1
- Вы знаете, у нас нет костюмов для такой программы...

- Что значит нет?! У вас ведь ПОЛНО костюмов!

Откуда клиентка взяла, что у нас полно РАЗНЫХ костюмов, я не знаю. Может просто ей так хотелось думать.
У нас, конечно, был костюм Феи с крылышками, хоть как-то напоминающий бабочку, но мы не могли его использовать. Этот костюм мы шили три года назад и именно для праздника ее дочери в тот год, когда она хотела Фей и Волшебный лес (программа, кстати так и не выросла ни во что, мертвым грузом повиснув на нашем бюджете)

- Нет, у нас ограниченная костюмерка, ограниченная только теми программами, которые мы делаем. Мы же не ПРОКАТ КОСТЮМОВ!

- ...ну, я не знаю... какой там специальный костюм нужен?! Прицепите аниматору на голову цветок - вот и весь костюм!

Это «прицепите аниматору на голову цветок» меня, конечно, покоробило, но я сдержалась.

Момент 2
- Кроме костюма есть еще одна проблема: я не вижу программы... Давайте, я задам вам несколько вопросов, чтобы прояснить:

  • может дочка хочет бабочек, посмотрев какой-то мультик, фильм, услышав песню, прочитав книжку?...
  • когда дочка говорит о бабочках, о чем она говорит: о месте, в котором живут бабочки (какой-то дивный край), о том, что делают сами бабочки (поют, танцую, колдуют, замуж выходят) или о том, что происходит с бабочками (приключения, превращения)?...

    - Нет, не знаю... ей просто нравятся бабочки.
Короче ситуация: пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Такая постановка вопроса абсолютно «не цепляет», не будит мое воображение. А образ праздника должен возникнуть немедленно, потому что времени на его изобретение нет - до праздника месяц, а у нас ёлки.

- Ну, хоть что-то, от чего я могла бы оттолкнуться при создании программы?!!

- ...

Момент 3
- Вы, знаете, очень жаль, но мне придется отказать вам. Мы не сможем взять ваш праздник: у нас нет ни костюмов, ни программы, ни идеи, ни времени на придумывание.

- Да, чего там придумывать! Это же элементарно!

- Хорошо, расскажите мне, как вы видите праздник... (это я делаю последнюю попытку понять клиента).

- Ну... вот всем сказали, что мы бабочки... А, нет, дочка не хочет, чтобы все были бабочки, она хочет, чтобы только она... И вот все полетели... Полетели... И на цветочек сели... А там лес... А там полянка...
Вот видите я вам уже всю программу придумала!
Я ВАМ КАЖДЫЙ ГОД ПРИДУМЫВАЮ ПРОГРАММЫ!

С чем сравнить мое состояние после ее слов? Молнией ударило, кипятком ошпарило, ножом пырнули? Шок, удивление, возмущение, гнев - так могу описать свои чувства.
Напряжение сил, финансовые вложения, месяцы проб и ошибок (и все это без гарантии результата) и годы, годы практики - вот что значит, придумывать праздник.
А оказывается, в ее глазах все эти годы ситуация выглядела как: Я ИМ ПРИДУМЫВАЮ ПРАЗДНИКИ.

- Извините, но в этом году мы не сможем провести ваш праздник. Вам лучше обратиться к другим аниматорам, которые заморачиваются по поводу праздника меньше, чем мы.

- У вас много заказов, поэтому вы позволяете себе разбрасываться клиентами! - это были последние слова заказчицы, на этом мы и расстались.

Фотография с новогоднего мероприятия "Свитер-fest"  для детей сотрудников одной очень крупной IT-компании
Фотография с новогоднего мероприятия "Свитер-fest" для детей сотрудников одной очень крупной IT-компании

Мы любим то, что мы делаем, поэтому не можем просто «прицепить цветок на голову» аниматору и выйти на площадку с установкой «полтора часа позора, 10 тысяч на карман».
Мы достаточно зарабатываем, чтобы позволить себе работать не только ради денег, но и ради «любви к искусству».

СТРАННЫЕ ЛЮДИ (часть 1)
СТРАННОСТИ ЛЮДЕЙ или почему я отказываю даже клиентам-миллионерам?
ЛЮДИ СО СТРАННОСТЯМИ или почему я отказываю клиентам?

Каждый читатель имеет право быть несогласным с мнением автора.

Подписывайтесь на мой канал Оля Тихонова в Дзене Спасибо!