Найти тему

Самарскому трамваю — 105 лет!

Оглавление

К концу XIX века трамвайные маршруты уже действовали в 21 городе России, причём все экономические показатели этого вида транспорта свидетельствовали о его преимуществе по сравнению с конкой.

Самара в начале XX века

Во второй половине XIX в. Самарская губерния становится одним из центров зернового земледелия и лидером в стране по производству, продаже и переработке зерна.

Строительство в 1880 году Александровского железнодорожного моста через Волгу в районе г. Сызрани и развитие железнодорожного транспорта заметно подняло значение Самары не только как торгового центра, но также как важного перевалочного пункта, в котором происходило перемещение транзитных грузов с сухопутных магистралей на водный путь.

На рубеже веков Самара развивалась уже не только за счет торговли хлебом. В 1900 году в городе было 59 заводов и фабрик, где официально работало 3968 человек. Также в Самаре активно развивалась культура, образование и медицина.

Одноколейная конка с малоёмкими вагонами не могла удовлетворить всех потребностей города в быстром, дешевом и удобном средстве передвижения.
К тому же, в начале XX века во многих городах России уже появились электрические трамваи, и стало окончательно ясно, что конную тягу необходимо заменить на более прогрессивную электрическую.

-2

На пути к трамваю в Самаре

Одним из главных инициаторов пуска трамвая стал гласный (депутат) городской Думы С.Н. Постников (в 1905 году избирался городской головой). Впоследствии возглавил трамвайную комиссию в городской Думе.

С.Н. Постников
С.Н. Постников

В 1905 году министерство внутренних дел, которое в то время ведало трамвайными делами, рекомендовало городским властям строить трамвай «муниципальным путём» (за счет города).

После того, как Дума в 1909 г. окончательно постановила строить электрический трамвай и объявила конкурса на составление проекта постройки трамвая, единственным противником последнего осталось «Акционерное общество», владевшее самарской конно-железной дорогой и нашедшее своих сторонников среди гласных городской Думы. Эти последние всячески мешали и затягивали процесс постройки трамвая, но, к счастью, уже не смогли остановить начатое дело.

30 января 1913 г. было принято решение о заключении ипотечного займа (под залог городских земель в банке) в размере 9 млн рублей, чтобы покрыть старые долги по канализации, казармам, водопроводу и одновременно получить деньги на строительство трамвая и расширение городской электростанции.

9 (22) апреля 1913 г. технический проект Суткевича был утверждён Техническим советом Министерства внутренних дел.

3 (16) июня 1913 г. состоялась торжественная закладка пристроя к городской электростанции для нужд трамвая. С этого времени официально началось строительство Самарского трамвая.

-4
П.А. Суткевич
П.А. Суткевич

Запуск движения

По проекту П. А. Суткевича предполагалось в первую очередь проложить пять трамвайных маршрутов. Чтобы устранить конкурента в виде конки, трамвайные пути были проложены параллельно линиям конно-железной дороги.
Это привело к тому, что уже через два года, 19 декабря 1917 г., движение конки прекратилось, а её владельцы обанкротились

Из-за начала Первой мировой войны в августе 1914 г. оставшиеся работы были остановлены, но благодаря стараниям трамвайной комиссии и городской управы в город всё же были доставлены заказанные трамвайные вагоны с Коломенского завода, а все мелкие недоделки были устранены.

Открытие трамвайного движения в Самаре, 1915 г.
Открытие трамвайного движения в Самаре, 1915 г.

13 (26) ноября 1914 г. состоялся первый пробный рейс трамвая, а 12 (25) февраля
1915 г. состоялось официальное открытие трамвайного движения в Самаре.
Первый вагон вёл Павел Антонович Суткевич.

Трамвай на улице Заводской (ныне ул. Венцека), 1915-17 г.г.
Трамвай на улице Заводской (ныне ул. Венцека), 1915-17 г.г.

Самарский трамвай — 1-й электрический трамвай в Российской Империи, построенный без участия иностранных концессионеров и с использованием отечественных вагонов.

Развитие

Законченное трамвайное предприятие было сдано городской управе в 1916 году. Инженер П. А. Суткевич уволился со службы и уехал в Нижний Новгород для руководства расширением местной трамвайной системы.

Трамвайное депо на улице Полевой, 1915-1920 г.г.
Трамвайное депо на улице Полевой, 1915-1920 г.г.

В последующие два года трамвайное хозяйство в Самаре продолжало развиваться и достраиваться. Прокладывались новые линии, обновлялись рельсовые пути, расширялось и модернизировалось трамвайное депо на улице Полевой, была открыта подъездная театральная линия от ул. Алексеевской по ул. Саратовской (Фрунзе) до Струковского сада и городского театра (ныне – Самарский театр драмы).
Трамваи подавались на нее только ко времени окончания спектаклей, а также по особым случаям.

Трамвай на улице Саратовской (ныне ул. Фрунзе), 1915-17 г.г.
Трамвай на улице Саратовской (ныне ул. Фрунзе), 1915-17 г.г.

В конце 1916 – начале 1917 гг. в связи с военными действиями в Самару было эвакуировано несколько военных заводов.
Для подвоза грузов военного назначения с железной дороги на Трубочный завод (завод им. Масленникова) были проложены грузовые трамвайные ветки – от дачной линии до цехов завода и от пассажирской линии у ж/д вокзала до товарного двора Самаро-Златоустовской железной дороги.
Для перевозки этих грузов в железнодорожных мастерских были изготовлены 14 грузовых платформ.

Революция и начавшаяся гражданская война повергла самарский трамвай в глубокий кризис.

Источник:

Проект к 105-летию самарского трамвая https://www.samtramway.ru/tramway1915