В Европе разгорается нешуточная дискуссия вокруг всем привычной с детства терминологии. Крупнейшее объединение зоозащитников PETA («Люди за этичное обращение с животными») выступило с инициативой изменить язык, чтобы таким образом изменилось отношение людей к домашним животным.
В частности, они протестуют против самого термина «домашнее животное». По словам лидера организации Ингрид Ньюкирк, это название унижает живых существ. Она сравнила это словосочетание с обращением «милашка» или «сладенькая» по отношению к женщинам. Называя животных домашними, мы подсознательно считаем их своей собственностью, которой можно свободно распоряжаться, а это не так.
Существует такой термин, как спесишизм – видовая дискриминация, подразумевающая, что человек является высшим существом и превосходит все остальные биологические виды. Именно такое отношение превалирует в современном обществе. И оно в корне неверно.
По мнению зоозащитников, то, как мы говорим о животных, влияет на наше отношение к ним. Многие рассматривают братьев наших меньших, как аксессуар или товар. Но ведь нельзя сказать, что собака сочетается со шторами или что кошка удачно дополняет интерьер. Животные априори не могут быть предметом обстановки.
Отношение к живым существам как к предметам культивируют заводчики. Именно они продают дорогих собак и кошек, укрепляя человека во мнении, что питомцы являются всего лишь модными аксессуарами. И когда они выйдут из моды, их можно спокойно выбросить, заменив другими.
Влияние языка на человеческое сознание подкреплено научными исследованиями. В частности «Журнал этики животных» не так давно опубликовал статью о том, что выбор слов влияет на поведение человека. Если мы употребляем термины «домашнее животное» или, к примеру, «вредитель» это демонстрирует превосходство человека.
Что же предлагает PET? Защитники животных выступили с инициативой заменить уничижительные «домашнее животное» и «питомец» на «компаньон». Также они ратуют за то, что людей нельзя называть «хозяевами». Их лучше считать «опекунами». В таком случае, устанавливаются совершенно другие отношения между человеком и четвероногим. Они как бы становятся на одну ступеньку, приобретают равные права. Так животные из разряда вещей переходят в разряд друзей или даже членов семьи.
Этот вопрос широко обсуждался в Европе. Ингрид Ньюкерк выступила в популярном шоу «Доброе утро, Британия!», где обозначила свою позицию. Правда, и ведущий, и аудитория отнеслись к ее словам с изрядной долей скепсиса. Люди усомнились, что простая подмена понятий может как-то помочь в борьбе за права животных.
Один из зрителей высказал мнение, что таким способом PET пытается упростить себе работу. Зоозащитники должны формировать у населения ответственное отношение к живым существам. Если перестать называть питомцев питомцами, от этого не станет меньше жестокого обращения и пренебрежительного отношения к четвероногим друзьям.
Если говорить о России, то для нас подобные дебаты кажутся чем-то диким. Ведь мы привыкли, что зоозащитники борются за выживание редких видов и занимаются другими важными делами. Вопрос о том, как называть животных, выглядит сомнительным. Конечно, нельзя исключать, что язык и сознание неразрывно связаны, это доказанный факт. Но простая замена слов не изменит коренным образом сознание, которое формировалось веками.
В российском законодательстве животные приравнены к собственности. Это закреплено не только на ментальном, но и на юридическом уровне. Само государство не признает живых существ живыми, что само по себе является абсурдным. Животное по-прежнему можно конфисковать, если нарушены условия его содержания. Вашего кота, если вдруг вы объявите себя банкротом, могут описать вместе с другим имуществом. Как же после этого люди могут относиться к братьям нашим меньшим не как к вещам, если само государство записало их в эту категорию?
До тех пор, пока ситуация не изменится, наивно говорить о том, что замена одного слова на другое резко изменит отношение к животным в обществе. Даже в толерантной Европе эта идея вызывает ироничные смешки, а у нас она просто выглядит, как мракобесие.
А что по этому поводу думаете вы? Можно ли, изменив язык, изменить отношение людей к «домашним животным» (то есть, простите, «компаньонам»)? И является ли эта проблема настолько важной, чтобы заслуживать столь бурных обсуждений? Пишите свое мнение в комментария!