Найти в Дзене

Об отношении Антона Павловича Чехова к православной вере

Многие литературные критики, как дореволюционные, так и современные писали и пишут до сих пор о безверии А. П. Чехова. На самом деле это не соответствует действительности. У Чехова был опыт православной церковности, было сердце, были реальные переживания веры. И как ни соблазнялся рассудок против православной церковности, сердце привлекало душу писателя к заветным переживаниям духа», - утверждает иеромонах Филарет(Кулешов), доктор богословия. А. П. Чехов писал: «Умей нести свой крест и веруй. Человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста». Цель данной работы – осмыслить жизненный путь и творчество А.П Чехова с позиций Православия. О том, что Антон Павлович хорошо знал церковную службу, свидетельствует его письмо к начинающему писателю Н. А. Хлопову от 13 февраля 1888 года, в котором Чехов указывает на ошибку в описании церковной службы. Он пишет: «В конце рассказа дьячок (это очень мило и кстати) поёт: «Благослови, душе моя, Господи, и возрадуется…» Тако

Многие литературные критики, как дореволюционные, так и современные писали и пишут до сих пор о безверии А. П. Чехова. На самом деле это не соответствует действительности.

У Чехова был опыт православной церковности, было сердце, были реальные переживания веры. И как ни соблазнялся рассудок против православной церковности, сердце привлекало душу писателя к заветным переживаниям духа», - утверждает иеромонах Филарет(Кулешов), доктор богословия. А. П. Чехов писал: «Умей нести свой крест и веруй. Человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста». Цель данной работы – осмыслить жизненный путь и творчество А.П Чехова с позиций Православия.

О том, что Антон Павлович хорошо знал церковную службу, свидетельствует его письмо к начинающему писателю Н. А. Хлопову от 13 февраля 1888 года, в котором Чехов указывает на ошибку в описании церковной службы. Он пишет: «В конце рассказа дьячок (это очень мило и кстати) поёт: «Благослови, душе моя, Господи, и возрадуется…» Такой молитвы нет. Есть же такая: «Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя имя Святое Его…».

Чехов также хорошо знал иконопись. Среди родственников его матери Евгении Яковлевны иконописцы Палеха и Сергиева. Рано умерший брат Николай, талантливый художник, участвовал в росписях на хорах храма Христа Спасителя.

В письме к известному русскому археологу, византологу и историку русской церкви Н. П. Кондакову Антон Павлович выражает сожаление по поводу того, что иконопись перестаёт быть искусством. Он писал: «Иконопись жила и была крепка, пока она была искусством, а не мастерством, когда во главе дела стояли талантливые люди».

В своих произведениях Чехов часто использует текст Священного Писания: Ев. От Матфея, Ев. От Луки, Ев. От Иоанна, Ветхий Завет, строки из Псалтири.

А П. Чехов не любил разговоров на религиозно-философские темы, отмахивался от разговоров о вере в интеллигентско-буржуазной среде. В письме к А. С. Суворину от 14 января 1903 года он писал: «Мне кажется, что не беллетристы должны решать такие вопросы, как Бог, пессимизм и т.д. Дело беллетриста изобразить только, кто, как и при каких обстоятельствах говорили или думали о Боге или пессимизме. Художник должен быть не судьёю своих персонажей, а только бесстрастным свидетелем… должен передать этот разговор в том самом виде, в каком слышал, а делать оценку ему будут присяжные, то есть читатели. Моё дело только в том, чтобы быть талантливым».

Но тем не менее, в творчестве А. П. Чехова отразилось его мировоззрение как человека глубоко православного.