Как управлять сквозными процессами?
Одним из ключевых элементов процессного подхода является определение, реорганизация и управление сквозными (межфункциональными) процессами организации. В статье рассматриваются различные способы управления сквозными процессами организации.
Что такое сквозной процесс?
Рассмотрим конкретный пример. Существует сеть ресторанов. Имеется управляющая компания, среди подразделений которой присутствует отдел Главного технолога. В задачи Главного технолога входят: разработка новых блюд, разработка нового меню, обучение зав. производством и поваров ресторанов, контроль качества продукции кухни и проч. Меню ресторана представляет собой так называемую «газету», которая красочно оформлена. В нее включаются цветные фотографии блюд, цены, реклама крепких напитков и т.п. По принятым в сети правилам, меню изменяется каждый квартал (т.е. печатается новая «газета»). Происходит некоторая ротация блюд. Появляются новые блюда. В связи с этим, необходимо ежеквартально разрабатывать и печатать новую «газету» меню для каждого ресторана сети, причем в значительном количестве экземпляров (меню мнутся, пачкаются, их портят клиенты и т.п.). В целом, разработка нового меню и печать «газеты» является процессом, важным как для компании в целом, так и для внешних потребителей.
Однако, на практике он всегда вызывает проблемы:
Что дает выделение сквозных процессов?
Итак, что же дает компании выделение сквозных процессов? Вот только некоторые важные аспекты:
понимание менеджментом организации как СИСТЕМЫ и реальное управление процессами;
сотрудники начинают «видеть процессы целиком» и понимают свою роль в удовлетворении потребностей клиентов;
улучшение взаимодействия вовлеченных в сквозные процессы подразделений (сотрудников) и достижение синергетических эффектов;
как следствие «работы» со сквозными процессами повышается результативность, эффективность и качество; организация как СИСТЕМА изменяется.
Какие бывают сквозные процессы?
Какие бывают сквозные процессы? Конечно, при желании и некоторой фантазии можно придумать очень большое количество таких процессов внутри организации. Но делать этого не следует. На наш взгляд, сквозных процессов в организации должно быть ровно столько, сколько необходимо для налаживания эффективного взаимодействия подразделений на межфункциональном уровне. Сквозные процессы должны связывать элементы организационной системы между собой, обеспечивая синергетические эффекты.
Какие сквозные процессы проще всего выделить? В первую очередь, к их числу можно отнести:
процесс обслуживания клиентов на стадии приема заказа;
процесс разработки нового продукта;
процесс управления отгрузкой товара;
процесс управления ассортиментом (для торговой компании);
процесс бюджетирования;
процесс подбора персонала;
прочие.
Опыт работы показывает, что в зависимости от отрасли набор сквозных процессов будет меняться. Например, для управляющей компании сети супермаркетов, небольшой нефтяной компании или компании, оказывающей услуги экспресс доставки, перечни сквозных процессов будут совершенно разные.
Заметим, что выделение таких сквозных процессов, как «Продажа, производство и отгрузка продукции», является неправильным. Это не сквозной процесс – это цепочка создания ценности. (О построении и использовании схем цепочек создания можно посмотреть статьи автора на сайте www.finexpert.ru [4]).
Как выделять сквозные процессы?
Критерии выбора сквозных процессов для оптимизации
При выделении сквозных процессов целесообразно принимать во внимание следующие критерии:
ресурсы, находящиеся в управлении (например, процесс стратегического управления компании);
возможный масштаб проблем, связанных с несоответствующими выходами процесса (например, процесс разработки нового продукта, процесс разработки меню и т.п.);
повторяемость процесса (много раз в сутки, несколько раз в месяц и т.п.);
«тиражируемость» процесса (возможность использования в различных филиалах и т.п.);
значительные потоки информации (документов);
важность процесса с точки зрения развития компании и корпоративной культуры (процесс приема/ увольнения сотрудников и т.п.).
Таким образом, стоит выделять только те сквозные процессы, которые важны для достижения целей организации, обеспечения эффективности деятельности, удовлетворенности клиентов. Сквозной процесс, не удовлетворяющий ни одному из указанных выше критериев, скорее всего, будет второстепенным и незначительным. Время и ресурсы, которое можно потратить на его анализ и реорганизацию, не оправдаются экономически.
Критерии выбора сквозных процессов для автоматизации
Среди сквозных процессов, определенных в системе процессов компании, стоит выделить отдельную группу процессов, которые стоит автоматизировать. Эти процессы должны удовлетворять некоторым из следующих критериев:
воспроизводимость процесса (процесс находится в состоянии управляемости, причем желательно статистической);
процесс часто повторяется (несколько раз за рабочий день);
в рамках процесса существует значительный документооборот (десятки и сотни документов);
в рамках процесса активно используется программное обеспечение;
участники процесса имеют доступ к компьютерам; имеется сеть.
Как управлять сквозными процессами?
Выбор метода управления
Выбор метода управления сквозными процессами зависит от специфики бизнеса и конкретной ситуации в компании. Однако, с практической точки зрения, представляется наиболее целесообразным:
сначала выполнить реорганизацию сквозных процессов в соответствии со способом 6;
затем перейти к реализации способа 5.
В.В. Репин, к.т.н.,
https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55817/