Практически сразу после того как Президент заговорил о необходимости сделать Северный Морской Путь главной связующей артерией Евразии, вопрос о том, кто станет его главным распорядителем, стал яблоком раздора внутри российской власти.
Перед государством встала задача создать оператора, функционирующего по принципу единого окна. Но оставался вопрос – насколько широкими будут его функции в плане управления инфраструктурой СМП? На роль главного распорядителя Пути изначально был запланирован «Росатом». Но это автоматически означало, что он заходит на территорию Минтранса, которое ранее обладало всей полнотой власти над регуляцией деятельности морского флота.
По итогу «яблок» раздора оказалось целых два. Первое – это необходимость передачи в ведомство «Росатома» материковой навигационной системы для обеспечения деятельности единого инфраструктурного оператора. Второе – вопрос о том, кто именно будет выдавать разрешения на проход судов по Северному Морскому Пути. И сеть, обеспечивающая навигационно-гидрографическое сопровождение судов в лице ФГУП «Гидрографическое предприятие», и разрешительная деятельность находились в ведомстве Минтранса.
По нашим сведениям, желание «Росатома» выдавать разрешения на проход кораблей по СМП было связано именно с наличием у него большого количества ледоколов, которые планировалось использовать в рамках системы обязательной ледокольной проводки именно «Росатомфлотом» - то есть, не заплатив за сопровождение ледокола, другие суда не смогли бы проходить по СМП. Кусок действительно лакомый – исходя из сетки тарифов, опубликованных «Росатомом», цена сопровождения ледового каравана может превышать 100 млн рублей за одно судно.
Очевидным противником такого решения стали крупные российские компании, уже владеющие ледокольным флотом (или судами, не нуждающимися в ледокольном сопровождении), либо имеющие планы на их постройку. Среди таковых – «Новатек» и «Газпромнефть». В связи с чем появлялись и альтернативные проекты – к примеру, полностью отдать СМП в руки Минтранса в лице федерального агентства «Администрация Севморпути». Одним из лоббистов такой идеи в Совете Федерации выступал глава Совета по Арктике и Антарктике Вячеслав Штыров.
Борьба между «Росатомом» и Минтрансом продолжалась в течение 2017-2018-х годов, но точку в ней поставила смена руководства последнего. Пришедший после министра Соколова Евгений Дитрих не имел возражений против ключевой роли атомщиков. В июне он выступил со знаковым заявлением, которое символизировало компромисс: «Росатом» и Министерство Транспорта готовы совместно руководить сверхпроектом СМП. В декабре Дума в третьем чтении одобрила соответствующий законопроект.
«Росатом» был признан единым инфраструктурным оператором СМП – в его ведение отошла вся хозяйственная сфера пути, а также ведомство взяло на себя полную ответственность по развитию СМП в рамках федеральной целевой программы (известная цель в 80 млн тонн грузооборота к 2024-му году). ФГУП «Гидрографическое предприятие» сменило начальство, выйдя из-под контроля Минтранса. А вот стать монополистом по ледовой проводке не вышло – разрешительная деятельность осталась за министерством транспорта, хотя и по согласованию с «Росатомом». К сфере последнего отошла и нормативно-регулирующая функция. Таким образом баланс был найден и противостоянию положен конец: «Росатом» взялся за дела «на земле», в то время как министерство занялось вопросами юридическими. Дележка полномочий вроде закончилась, но прогнозируем, что тема в будущем может всплыть снова.
С морским приветом, СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (https://t.me/sevmorput)