Христианскую религию римляне воспринимали как иудейскую секту, чья жизнь быстро обрастала суевериями и предрассудками. Этому способствовала ее закрытость и нетерпимость к языческому культу и римской культуре в целом, что вызвало недовольство большинства населения.
Наиболее распространенные обвинения упомянуты христианским апологетом II в. Афинагором Афинянином в его «Прошении о христианах», адресованном императору Марку Аврелию:
«Нас обвиняют в трех преступлениях: в безбожии, в ядении человеческого мяса, подобно Фиесту, в гнусных кровосмешениях Эдиповских».
Безбожие
Дело здесь, конечно, не в том, что христиане были неверующими, а в непохожести их веры на римское язычество. Это очень хорошо показано в диалоге «Октавий» Марка Минуция Феликса:
«Они презирают храмы, как гробницы богов, отвергают богов, насмехаются над священными обрядами; милосердуют о бедных, если возможно – сами полунагие пренебрегают почестями и багряницами жрецов. Удивительная глупость, невероятная дерзость!» (Октавий. 8).
Для римлян религиозный культ – это лишь соблюдение "правил игры", которые помогали удерживать от гнева высшие существа и, наоборот, «покупать» их помощь в конкретных случаях. Христиане же не только не признавали римских богов, чем уже вызывали раздражение, так как могли навлечь их гнев на римлян, но и сами «не имели никаких храмов и жертвенников». В этом смысле даже иудеи не выглядели настолько "ненормальными".
"Кровавый навет"
«То, что говорят об обряде принятия новых членов в их общество, известно всем и не менее ужасно. Говорят, что посвящаемому в их общество предлагается младенец, который, чтоб обмануть неосторожных, покрыт мукою: и тот обманутый видом муки, по приглашению сделать будто невинные удары, наносит глубокие раны, которые умерщвляют младенца, и тогда, – о, нечестие! присутствующие с жадностью пьют его кровь и разделяют между собою его члены. Вот какою жертвою скрепляется их союз друг с другом, и сознание такого злодеяния обязывает их к взаимному молчанию» (Октавий. 9)
Судя по всему, такие слухи – интерпретация евхаристии: разговоры о том, что христиане «питаются какою-то кровью», были восприняты буквально и отсюда возникли представления о детоубийстве, а использование хлеба в свою очередь объяснялось как маскировка «гнусного злодеяния».
Безнравственность
В диалоге «Октавий» Цецилий описывает якобы практиковавшиеся в христианских общинах «эдиповские смешения»:
«Эти люди узнают друг друга по особенным тайным знакам и питают друг к другу любовь, не будучи даже между собою знакомы; везде между ними образуется какая-то как бы любовная связь, они называют друг друга без разбора братьями и сестрами для того, чтоб обыкновенное любодеяние чрез посредство священного имени сделать кровосмешением […] А их вечери известны; об этом говорят все, об этом свидетельствует речь нашего Циртинского оратора. В день солнца они собираются для общей вечери со всеми детьми, сестрами, матерями, без различия пола и возраста. Когда после различных яств пир разгорится и вино воспламенит в них жар любострастия, то собаке, привязанной к подсвечнику, бросают кусок мяса на расстоянии большем, чем длина веревки, которою она привязана: собака, рванувшись и сделав прыжок, роняет и гасит светильник... Таким образом все они, если не самым делом, то в совести делаются кровосмесниками, потому что все участвуют желанием своим в том, что может случиться в действии того или другого» (Октавий. 9).
Тем самым, мы видим извращенное понимание христианского принципа "любви к ближнему". Хотя, указание на кровосмешение и разврат в христианских общинах есть в самом Новом Завете, а точнее в 1-м Послании к коринфянам апостола Павла:
«Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо жены] имеет жену отца своего» (5:1).
Кроме того, церковные авторы сами часто обвиняли в «непотребных делах» еретиков (напр., Климент Александрийский описывал оргии в секте карпократиан). То есть отдельные нарушения принятых в христианских общинах норм могли быть восприняты обществом как данное для всех христиан, а еретические течения тем более никак не отделялись от этой религии в массовом сознании.
Обвинения в безнравственности христиан далеко не ограничивались блудом и кровосмешениями. В «Октавии» мы можем увидеть, что молва приписывала христианам даже поклонение ослу:
«Слышно, что они, не знаю по какому нелепому убеждению, почитают голову самого низкого животного, голову осла: религия достойная тех нравов, из которых она произошла!» (Октавий. 9).
Интересно, что в 1856 г. при раскопках на Палатинском холме в Риме обнаружили казарму III в., на одной из стен которого действительно был изображен юноша, который обращался с молитвой к распятому на кресте человеку с ослиной головой. Ниже была вырезана греческая надпись, гласящая: «Алексамен поклоняется богу». В этом же помещении было обнаружено и еще несколько изображений, посвященных тому же Алексамену. Позже в Италии были найдены и другие, более ранние изображения, подтверждающие наличие у римлян предрассудков, связанных с почитанием христианами головы осла.
Уничтожение мира
Другим моментом, который заслуживает внимания, является ожидание христианами апокалипсиса:
«Христиане угрожают земле и всему миру с его светилами сожжением, предсказывают его разрушение, как будто вечный порядок природы установленный божескими законами может прекратиться, связь всех элементов и состав неба разрушиться, и громадный мир, так крепко сплоченный, ниспровергнуться...» (Октавий. 10).
Если учесть, что христиане верили в воскресение после «конца света», и эта «привилегия» касалась только последователей их учения, но никак не римлян, то ничего удивительного, что подобные «ложь», «злость» и «безумие» только возбуждали ненависть к христианам.
На мой взгляд, главное, что следует из этого сюжета – религиозные, национальные, расовые и др. предрассудки обусловлены в первую очередь боязнью "чужого". С увеличением числа христианизированных римлян все стереотипы ушли в прошлое, вот только сами христиане выводы из этого не сделали. Но каждому из нас, живущему в XXI в., знающему о Холокосте и борьбе за права афроамериканцев, пора бы уже эти выводы для себя сделать.
Если информация была полезной, ставьте лайк, и буду рад видеть вас на моем канале.
Вам может быть интересно:
Протест без насилия: секрет успеха Махатмы Ганди