Найти в Дзене
ХХ век в войнах

Первое боевое применение советских 160-мм дивизионных минометов МТ-13

В конце января 1944 года на вооружение артиллерии Красной армии была принята новая мощная система - дивизионный миномет МТ-13 калибром 160 мм. Это оружие предназначалось в первую очередь для разрушения хорошо защищенных целей и должно было использоваться при артиллерийских подготовках наступлений. Боевой дебют МТ-13 состоялся осенью того же года в Литве в полосе действий 3-го Белорусского

В конце января 1944 года на вооружение артиллерии Красной армии была принята новая мощная система - дивизионный миномет МТ-13 калибром 160 мм. Это оружие предназначалось в первую очередь для разрушения хорошо защищенных целей и должно было использоваться при артиллерийских подготовках наступлений. Боевой дебют МТ-13 состоялся осенью того же года в Литве в полосе действий 3-го Белорусского фронта.
Новые тяжелые минометы прибыли на 3-й Белорусский фронт в составе 8-й и 29-й отдельных тяжелых минометных бригад Резерва Главного командования в 10-х числах августа 1944 года. До начала октября бригады занимались освоением оружия и боевой подготовкой в районе Козлова Руда, а в ночь с 13 на 14 число того же месяца расчеты заняли позиции на передовой в готовности к своему первому сражению. 8-я бригада должна была поддерживать наступление на Вилкавишкис, 29-я - на Науместис. Батареи располагались на удалении 800 - 1300 метров от переднего края, а наблюдательные пункты - на расстоянии не более 300 метров от передовых траншей. В общей сложности минометчики должны были поразить 28 заранее разведанных целей, пристрелка которых из соображений секретности производилась лишь некоторыми батареями и не более, чем 1-2 выстрелами. Все намеченные объекты представляли собою либо ДЗОТы и блиндажи, либо отдельные участки германских траншей, так что с их разрушением могли справиться и 120-мм минометы, но в данном случае важно было опробовать новую систему в реальном бою.

Полученные по итогам наступления результаты можно было считать обнадеживающими. Минометчики хорошо справились с поставленной задачей, а достигнутые ими результаты получили подробную и всестороннюю оценку в тексте доклада "О боевой деятельности бригад 160-мм тяжелых минометов в составе артиллерии 3-го Белорусского фронта", составленного командующим артиллерией фронта генерал-полковником Михаилом Барсуковым 20 декабря 1944 года.
Относительно условий, в которых действовали бригады, отмечалось, что:

"Условия, при которых производилась стрельба на разрушение, были крайне неблагоприятны. Полный штиль задерживал дым и пыль от разрывов снарядов и мин в районе целей, чем чрезвычайно затруднялось наблюдение."

При этом средние показатели расхода боеприпасов на уничтожение одной цели составили, в зависимости от дистанции стрельбы, от 52 до 57 мин. Не самая лучшая точность компенсировалась мощностью новой системы - в случае прямого попадания повторных уже не требовалось:

"При стрельбе на разрушение блиндажей и ДЗОТ 160-мм мины при прямом попадании их пробивают и полностью разрушают, но даже при отсутствии прямого попадания в силу образовавшейся в грунте воронки, доходящей до 4,5 - 5 метров в диаметре и 1,5 - 2 метров глубиной, и сильного действия взрывной волны, почва сдвигалась, заваливая блиндажи и прилегающие траншеи."

В целом же миномет МТ-13 получил от генерал-полковника Барсукова такую характеристику:

"Эксплуатационные качества

Миномет обладает хорошей маневренностью, вполне приспособлен для передвижения по грунтовым и шоссейным дорогам, а также свободно передвигается вне дорог по пашне. Полный состав расчета свободно перетаскивает миномет по проселочной дороге и по невспаханному полю на расстояния до 300 - 400 метров.
Скорость передвижения по асфальтированным дорогам 50 км/ч, по булыжным и улучшенным проселочным - до 25 - 30 км/ч.
Переход из походного положения в боевое (с отрытием ровиков под плиту и колеса) - 8 - 10 минут, является реальным временем, а переход из боевого в походное положение в требуемое инструкцией время 3 - 4 минуты не укладывается и фактически занимает 8 - 10 минут с выкатыванием миномета из окопа и прицепом его на крюк машины. Штатный тягач "Студебеккер" полностью отвечает предъявленным требованиям: обладает хорошей проходимостью, грузоподъемностью и скоростью.
Кроме миномета на прицепе и минометного расчета "Студебеккер" перевозит еще 20 - 30 выстрелов к миномету.

При существующем расчете минометов 6 человек (без командира) практическая скорострельность - 1 выстрел в 40 - 45 секунд.
Работа номеров расчета даже при таком темпе стрельбы является напряженной. Работа наводчика при данной системе горизонтирования является настолько сложной, что к нему на помощь приходит замковый или заряжающий.
Установщик не справляется с работой по снаряжению выстрела. Подносчики (2 человека) не могут помочь установщику, так как заняты работой по подноске мин от ровиков и передаче мин и гильз заряжающему.
Следовательно, для достижения темпа стрельбы 1 выстрел в 20 секунд необходимо добавить в расчет второго установщика.

Конструктивно-производственные недостатки

1. Надульник закрепляется на стволе при помощи засова с чекой, которая при передвижении часто выпадает и надульник отделяется от ствола. В процессе эксплуатации минометов таких случаев наблюдалось много.

2. Стреляющий механизм миномета при стрельбе часто дает отказы в работе. Для разборки его необходимо: отделить плиту, отвернуть 4 винта, отделить шпильку, отделить стопор. На отделение стреляющего механизма затрачивается много времени. Так, например, в миномете № 195 в период артиллерийского наступления 16 октября 1944 года понадобилось отделить стреляющий механизм, вследствие чего из указанного миномета произведено всего 24 выстрела, в то время как остальные минометы произвели по 70 - 105 выстрелов.
За короткий промежуток времени только в 29-й ОТМБр зафиксировано четыре случая отказа в работе стреляющего механизма.
Конструкцию крепления стреляющего механизма желательно изменить, сделать ее по типу 120-мм миномета.

3. У 30% минометов обойма ствола изготовлена из отдельных сваренных частей и часты случаи появления трещин обоймы по месту сварки (в миномете № 185 после 85 выстрелов, № 181 - после 75 выстрелов).
После стрельбы замечено ослабление болтов, стягивающих обойму, которые потребовали подтягивания гаек.
Ремонт лопнувшей обоймы почти невозможен в войсках и требует замены обоймы в заводских условиях.
Конструкция цельной обоймы требует уширения с целью обеспечения ее прочности.

4. Узлы рам закрепляются шпильками. Замечено выдвигание шпилек во время стрельбы и при перевозке миномета.

5. Кронштейн прицела, состоящий из трубы с фланцем, непрочен. За период эксплуатации минометов имели место случаи отлома кронштейна или его изгиба.
Выверка прицела сложна и в боевых условиях невозможна, так как эта операция длительна по времени и требует установки ствола миномета в вертикальное положение.
Необходима более жесткая конструкция самого кронштейна и его крепления на основании. Желательно разработать более простой способ выверки прицела.

6. Амортизаторы миномета работают надежно, однако сложна их разборка и сборка, требующая приложения больших усилий или специальных приспособлений. Приспособлений для амортизаторов и инструкций по их разборке нет.

7. Запасные части и инструмент миномета в ящике уложены хорошо, но набор деталей недостаточен. У большинства минометов израсходованы пластинчатые пружины ручного задержника. В комплекте не было (по норме предусмотрено) ключей для ввертывания капсюльных втулок, однако они необходимы.

Боеприпасы

1. Корпуса мин слабо покрываются антикоррозийными покрытиями, а поэтому нередко поступают в части с налетом ржавчины.

2. Взрыватель при установке его на замедление дает отказы в действии. Имели место случаи, когда вместо фугасного действия получалось осколочное. Так, например, при опытной стрельбе в 29-й бригаде из 84 выстрелов при установке взрывателя на замедленное действие 13 мин не взорвались, а 7 дали осколочные разрывы, остальные мины имели нормальные разрывы. Стрельба велась со взрывателем ГВМЗ-7 завода 50-Ф, 3-й партии 1944 года изготовления. Предположительно, причиной отказа в действии взрывателя является ненормальное действие столбика порохового замедлителя.

3. Во время боевых стрельб с 16 по 22 октября в 29-й и 8-й бригадах зафиксировано 9 случаев больших недолетов. Мины падали на дистанции 100 - 320 метров от огневой позиции, уходя в землю на 500 - 600 миллиметров, причем в таких случаях мины не разрывались.
Такие большие недолеты предположительно могут быть вследствие:
а) когда не вложен воспламенительный заряд;
б) когда мокрый дополнительный заряд;
в) при большом пересыле мины в ствол миномета.

4. Гильза плохо обеспечивает обтюрацию. Часты случаи, когда между гильзой и стенками патронника обнаруживаются куски несгоревших картузов дополнительных зарядов.
Отросток внутри гильзы у большинства гильз после выстрела расшатывается и гильза вторично не может быть использована.
Запасной капсюльной втулки не дается. Имеют место случаи осечек. Необходимо иметь добавочные капсюльные втулки - одну на каждые 100 выстрелов.

5. Парковая укупорка имеет слабые запоры, которые во время транспортировки отламываются, вследствие чего теряются части выстрела - воспламенительный заряд.

6. Дополнительные заряды имеют недостаточно герметичную укупорку. При вскрытии совершенно сухой укупорки по наружному виду, внутри обнаруживаются мокрые картузы.
В 29-й ОТМБр для учебной стрельбы были отобраны сухие по внешнему виду дополнительные заряды, выдержаны в течение 2-х суток в сухом помещении, а при вскрытии 68 укупорок в 14-и картузы зарядов оказались мокрыми.
Картуз сделан из хлопчатобумажной ткани, которая гигроскопична и может содержать значительное количество влаги. При выстреле часть картузной ткани сгорает не полностью, остатки ее оседают на стенках ствола и создают затруднения при последующем заряжании. Это вызывает необходимость частой чистки ствола, что снижает темп стрельбы.

Выводы

1. В связи с ограниченной дальностью и малой скоростью стрельбы тяжелые минометы целесообразно применять в период артиллерийской подготовки прорыва.

2. Наиболее эффективная кучность достигается на 2-м заряде на дальностях, не превышающих трех километров.

3. Миномет обладает хорошей маневренностью, но недостаточной скорострельностью.

4. Миномет имеет целый ряд конструктивных недостатков, требующих разрешения.

5. Ограниченная боевая практика позволяет определить целесообразность применения миномета как для разрушения дерево-земляных сооружений, так и для подавления огневых точек и живой силы.

6. Для более точного и окончательного вывода по вопросу организации и применения соединений тяжелых минометов потребуется проследить большее количество боевых стрельб."

Michael Traurig