Найти тему

Армения в Великой Отечественной: забвению не подлежит

Фашистская агрессия против СССР в качестве одной из целей предусматривала раскол многонационального Советского государства и создание на советской территории в «лучшем» случае марионеточных псевдогосударств.

В отношении Закавказья ситуация усугублялась тем, что в этом регионе планировалось устроить крупные колонии немцев. Существовала в 1939-1943 гг. и реальная угроза военного вторжения Турции, которая после кончины (ноябрь 1938 г.) М.К. Ататюрка всё активнее вынашивала планы «окончательного решения армянского вопроса» и оккупации большей части Закавказья. Причем вдохновители таких планов получили от Третьего рейха карт-бланш в связи с германо-турецким договором о дружбе и ненападении, подписанным в Анкаре за четыре дня до нацистской агрессии против СССР.

Разумеется, в Армянской ССР осознавали неизбежные последствия реализации таких планов в случае военного поражения Советского Союза. И это было дополнительным фактором, вызвавшим в республике прилив патриотических настроений и стремление внести максимально возможный вклад в собственно военное и экономическое обеспечение победы.

В действующую армию в Армянской ССР с 22 июня 1941 по 1 мая 1945 г. были мобилизованы до 300 тыс. граждан, что составило свыше 25% населения республики. На фронте погибли и пропали без вести свыше 150 тыс. человек. В сравнении с другими союзными республиками региона это – самые крупные человеческие потери на советско-германском фронте (в расчете на каждые 10 тыс. человек населения республик в 1940 г.).

На территории Армении в 1941-1944 гг. были сформированы в статусе национально-республиканских 89-я, 408-я, 409-я, 261-я, 390-я, а также 76-я, 17-я дивизии. Наряду с ними в 1941-1942 гг. в Советской Армении формировались или доукомплектовывались 31-я, 61-я, 136-я (15-я гвардейская), 138-я (70-я гвардейская), 151-я, 236-я, 320-я, 406-я стрелковые дивизии. Армения по праву гордится тем, что единственная национальная дивизия, участвовавшая в штурме Берлина, была 89-я трижды орденоносная Армянская Таманская дивизия.

За проявленные в Великой Отечественной мужество и героизм были награждены орденами и медалями свыше 52 тыс. воинов-граждан республики (9-я позиция в этой табели о рангах среди союзных республик). Героями Советского Союза стали 85 человек, 15 – полными кавалерами ордена Славы.

Навсегда в памяти народа – беспримерное мужество и героизм, проявленные на фронте выходцами из Армении. Среди них – генерал-полковник (с 1969 г.) Хачик Амбарян (1919-2004), дважды кавалер ордена Ленина и трижды – ордена Красного Знамени. Он прошел боевой путь от командира стрелковой роты до командира полка, участвовал в боях в составе Юго-Западного, 1-го Прибалтийского, 2-го и 3-го Белорусских фронтов. Участвовал в Смоленском оборонительном сражении (1941), в Витебской, Белорусской, Восточно-Прусской наступательных операциях.

За 4 суток штурма Кенигсберга (6-10 апреля 1945 г.) полк под его командованием овладел 9 кварталами города. Было уничтожено до 400 немецких солдат и 800 взяты в плен. Полку под командованием Х. Амбаряна было присвоено почётное наименование Кенигсбергский.

В той же плеяде – генерал-майор (с 1943 г.) Нвер Сафарян (1907-1982), кавалер орденов Ленина, Суворова и Кутузова, четырежды – ордена Красного Знамени. Участвовал в боях на Украине, Северном Кавказе, в освобождении Польши. Участник штурма Берлина. По воспоминаниям командира 218-й стрелковой дивизии генерал-майора Алексея Шарагина, Н. Сафарян, находясь всё время на передовой линии фронта, умелой разработкой технических задач обеспечил выполнение задач, ставившихся стрелковому полку под его командованием.

Помнят люди и Степана Гиносяна (1960-1965) – генерал-лейтенанта, кавалера пяти орденов Красного Знамени. Удостоен также орденов Ленина, Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого, ряда польских военных наград. В качестве начальника штаба 49-й и 33-й армий участвовал в обороне Москвы, освобождении Смоленска, в проведении Белорусской, Восточно-Прусской, Висло-Одерской операций.

Кроме того, более 30 тыс. армян «Спюрка» (зарубежная армянская диаспора) сражались в армиях союзников на европейских и североафриканском фронтах. При этом широкую кампанию по оказанию разнообразной помощи СССР, в том числе Армянской ССР, и советским вооруженным силам уже к осени 1941-го развернули многочисленные организации «Спюрка» – «Национальный совет американских армян» в США и Канаде, «Национальный фронт армян» во Франции, «Армянский национальный совет Сирии и Ливана», «Союз друзей СССР в Ираке», «Союз друзей армянской культуры в Египте», «Культурный союз аргентинских армян», «Союз помощи Армении» (Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай, Чили), как и армянская диаспора Ирана, Австралии, Британской Индии.

В 1943-1944 гг. с помощью добровольных пожертвований диаспоры и с участием Армянской апостольской церкви были созданы и переданы Красной армии танковые колонны «Давид Сасунский» и «Ованес Баграмян».

Зарубежные армяне активно участвовали и в европейском движении Сопротивления – точнее, во всех странах, оккупированных нацистами. К примеру, один из руководителей французского Сопротивления Мисак Манушян, погибший в 1944-м, стал национальным героем Франции, партизан Мкртич Даштоян (погиб в 1945-м) – национальным героем Италии.

Отметим также, что в охране советско-турецкой границы в Армянской ССР в военные годы активно участвовали добровольческие соединения местных жителей всех национальностей. Вдобавок с помощью этих частей в Армении была в 1941-1942 гг. выявлена и разгромлена единая диверсионно-разведывательная сеть германской и турецкой разведок.

Что же касается экономического вклада Армянской ССР в победу, он был не менее значимым, и крайне прискорбно, что он пока остаётся менее известным широкой аудитории.

Республика накануне войны располагала развитой тяжелой промышленностью с основной специализацией по цветной металлургии и химической отрасли. В годы войны получила развитие металлообработка, в том числе благодаря эвакуированным в Армению 15 предприятиям из временно оккупированных регионов СССР. Разностороннее развитие получили до войны также легкая и пищевая промышленность. Большое оборонное значение имели хлопчатобумажная, трикотажная, кожевенно-обувная, мясная, маслобойная отрасли.

До войны потребность промышленности в оборудовании, топливе, многих вспомогательных материалах удовлетворялась почти исключительно за счет завоза из других советских республик. Но эта проблема (как и в соседних республиках) была в основном решена уже к 1943 г. посредством замещения местными ресурсами.

В результате обусловленного войной перераспределения промышленной структуры республики быстро стала возрастать продукция металлообработки. Уже в 1943 г. ее доля в объеме промышленной продукции поднялась до 8,5% против 4,4% в 1940 г. Наибольшего подъема в годы войны достигла эта отрасль в 1944 г.

Выплавка меди уже в первый год войны выросла против 1940 г. на 23%, что являлось рекордным достижением военного времени. Почти вся эта продукция направлялась фронту. А в химпроме значительно возросло в том числе производство каустической соды, в которой сильно нуждалась бакинская нефтедобыча/нефтепереработка. Значительно увеличилось и производство товарного карбида: этим продуктом Армянская ССР снабжала многие авиационные, станко-, танко- и судостроительные заводы.

В свою очередь, хлопчатобумажная промышленность уже к середине 1942 г. освоила, в том числе на базе местного хлопка-сырца, массовую выработку тканей военного образца, спецтканей для автопокрышек. Кожевенно-меховая и обувная отрасли в 1942-м освоили производство просаленного хрома (из поставляемого Грузией хромосодержащего сырья) для обуви военного образца, а также пошив обуви и полушубков для армии, изготовление предметов воинского снаряжения.

Было организовано массовое производство пищевых концентратов и медицинских препаратов. Лесопилки быстро увеличивали производство из местных пород леса материалы для авиастроения и военного сегмента текстильпрома. А промысловая кооперация столь же быстро наращивала производство разнообразной текстильной и кожевенной продукции, две трети которой направлялась на фронт.

Отметим также использование местного сырья (и частично поступавшего из Грузии) для производства маргарина. Объем этого производства в Армении возрос за 1941-1945 годы более чем вдвое. До трети всего объема маргарина, потребляемого в СССР, в том числе в советских войсках, в 1943-1947 годах поставлялось именно из Армянской ССР.

На базе химической и хлопчатобумажной отраслей было организовано в 1942 г. производство прорезиненных приводных ремней, обеспечившее нормальную работу свыше 20 крупных предприятий советского тыла. А на мясокомбинатах было в том же году освоено производство аммиака; доля его производства в Армении превысила 35% в общесоюзном аммиачном производстве в военный период.

Из новых производств, работавших в основном на военные нужды, отметим также организацию выпуска оберточной бумаги, целлюлозы и картона из макулатуры и отходов легпрома; изготовление технического текстиля из отходов металлургии и лесопереработки; высокопрочного клея из хромовых стружек; парафина из отходов химпрома.

С середины 1943 г. возобновились промышленные новостройки в цветной металлургии, а также сооружение Севано-Зангинского каскада ГЭС и Севанской ГЭС. В 1943-1945 гг. были введены в действие шинный завод, заводы пластмасс, кабельный, кожевенно-меховой, приборостроительный. Валовая продукция промышленности в 1944 г. увеличивается против 1943 г. на 14,4%. А, например, производство каучука за 1941-1945 гг. возросло в 5 раз: доля армянского каучука в обеспечении фронта этой продукцией превысила 20% к 1945 г.

В более широком измерении в годы войны в Армении были введены в эксплуатацию до 50 предприятий (включая эвакуированные в республику), 110 цехов и мастерских; производилось почти 400 видов продукции, требуемой фронту. Подчеркнем, что по этим показателям Армения – в расчёте на условную единицу территории – занимала первое место среди тыловых союзных республик.

Напомним и о том, что в районы, где велись боевые действия, и в блокадный Ленинград, были направлены 206 тыс. посылок-подарков и 46 вагонов продовольствия.

Плюс к тому через Армению на Северокавказский фронт и в тыл с осени 1941 г. поступали союзнические военные и гражданские грузы: сперва прибывая в пограничную с Ираном Джульфу (Нахичеванская автономия Азербайджана), затем они следовали к Северному Кавказу и по железной дороге вдоль границы Армении и Азербайджана с Ираном – в тыловые регионы.

Разносторонний вклад Армянской ССР в Великую Победу, как и других советских союзных республик, не подлежит забвению.

ИАПС АНТИТОПОР