об истории экономической мысли
Меня всегда завораживал древний Египет. В первую очередь по причине высокой сохранности пирамид и загадочности культуры. 20 век популяризировал Египет через кино, что иногда становиться интересно как эти люди жили и как формировалась их экономика.
Майкл Джексон клип с мотивами по Древнему Египту
А это заставка для компьютера
Сейчас если ты хочешь представить себя жителем Древнего Египта музеи мира готовы предоставить тебе 3D путешествие . Например британский музей. Там вообще шикарный проект по 3D пирамид в Гизе и совершенно бесплатно.
Источники о развитии экономики древнего Египта в первую очередь рассматривают факты экономических процессов и явлений. Многие исследователи подчеркивают, что древние египтяне в своих, дошедших до нас трудов не анализируют и теоретически не обобщают экономические процессы. Согласиться с этим утверждением можно частично, так как не все тексты сохранены. При этом тексты древнего Египта не философского склада, а в большей степени практичны.
Важно отметить, что большинство текстов жителей Нила в древности исходя из своего миропонимания пропитаны религиозной основой, базирующегося на веру в загробную жизнь. Это пропитывала как устои общественного строя в период расцвета Древнего Египта и в период, к которым относятся сохраненные материалы.
Экономическую мысль можно встретить в таких произведениях древнеегипетских чиновников и писцов как «Поучение гераклеопольського царя своему сыну Мерикара», «Проречення Ипусер», «Пророчество Неферти», «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи».
Кроме того, высокое искусство учета хозяйственных операций, сохранила большое количество административно-хозяйственных документов, которые свидетельствуют о распространении экономической мысли не только у сановников высшего ранга.
«Поучение гераклеопольського царя своему сыну Мерикара»(XXII век до н.э.) дает представление о политических и экономических функции фараона - главы государства, в том числе экономическое распределение ресурсов как фактора укрепления власти, подавления восставшего бедного населения (переселенцев).
В «Наставлении Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи» (XXI - XVIII век до н.э.) не только обобщается жизненный опыт, но и описывается социальная структура Древнего Египта. При этом воспевается и прославляется профессия писаря (чиновника), которая позволяла занять высокое место в иерархической государственной системе. Речь идет о привилегиях, независимость, общее уважение должности писаря, которую можно было получить только после подготовки в специальной школе писания.
«Проречения Ипусер» (известная копия начала XVIII века до н.э.) и «Пророчество Неферти». Они рассказывают о социальном перевороте, который произошел в XXIII - XXI вв. до н.э., описывают распад централизованной системы управления, хищение налоговых деклараций, уничтожение свитков законов судебной палаты и др. Беда для государства - нарушение строгой регламентации хозяйства, отсутствие контроля за деятельностью производителей и бездействие чиновников. В этих произведениях всячески отстаивается идея централизма, единства древнеегипетской государства - надежной залога порядка в стране и стабильных доходов чиновников государственного аппарата.
В так называемом «Большом папирусе Гарриса», составленном в конце правления второго фараона ХХ династии Рамзеса III и содержащем его завещание, имеется описание мероприятий фараона по организации внешнеторговых экспедиций.
К экономическая мысль древнего Египта обращалась в большей степени к проблемам организации и управления государственным хозяйством и созданию системы эффективного управления земельными и человеческими ресурсами.