Как в Первомайском проходило общественное обсуждение завода по переработке отходов в экологичное топливо.
Завода по переработке мусора в топливо в Первомайском, что в Выборгском районе Ленобласти, нет, и пока не решено, будут ли его строить именно здесь. Аргументы противников самой идеи поминутно лопаются, как мыльные пузыри. Регионального чиновника Пименова местные жители уже привечают и угощают сушеной черникой. Но откуда-то все равно полушепотом доносятся одиночные и стыдливые «Баба-Яга против» и что-то про баррикады.
Это если коротко описать прошедшую накануне в Первомайском встречу начальника Управления по обращению с отходами Ленинградской области Алексея Пименова с местными – и не только местными – жителями.
История протеста
В первых числах февраля этого года жители Первомайского совершенно случайно – как они сами говорят - обнаружили в открытом доступе интересный документ. Схему территориального планирования Ленинградской области. И увидели, что в окрестностях поселения несколько участков, которые сегодня заняты карьерами «Воронцовское» и «Островское», общей площадью более 400 га определены под создание объектов для размещения коммунальных отходов.
Спустя несколько дней появилась информация, что это место рассматривается в качестве возможной площадки для размещения завода по переработке мусора в топливный гранулят.
Плюс, в территориальной схеме были определены сроки реализации проекта – 2021 год.
Этого оказалось достаточно, чтобы местные жители при поддержке питерских дачников, чьи участки оказались в границах Первомайского, сделали поспешные выводы и на всякий случай заранее начали протестовать.
Не сказать, чтобы протесты велись на самом деле активно. Весь негатив выплескивается в гневных, и весьма недостоверных, постах в соцсетях, да штучных фотосессиях с демонстрацией устрашающих плакатов «Против свалки!»
Логика протеста
Перед началом встречи Алексея Пименова с местными жителями корреспондент Online47 пообщался с представителями активной общественности. Хорошие и адекватные, кстати, люди оказались. И вопросы задают понятные, и недоумение смешанное с негодованием объясняют здраво.
Местная жительница Марина Никольская весьма образно обозначила свою позицию:
«Почему нагадить на Невском, в сердце Петербурга, это вроде как неприлично? А сделать то же самое в сердце Карельского перешейка – это нормально?»
А почему, собственно говоря, нагадить?
Да потому что 400 га – на секундочку, 4 квадратных километра – под один только завод, даже очень мощный, это, по мнению местных жителей, слишком много. Поэтому люди сделали простые выводы:
- Завод займет минимальную площадь, а все остальное будет занято мусорным полигоном. Причем по современным меркам настоящим полигоном-рекордсменом. Очень-очень большим полигоном.
- Полигон, или как говорят местные активисты, свалка, обязательно нанесет урон окружающей среде, а мусорные стоки отравят всю почву и воду в округе со всеми вытекающими последствиями.
- Если речь идет о производстве топлива, значит мусор здесь будут обязательно сжигать. А это дым, вонь и прочие нехорошие последствия, которые сделают жизнь в Первомайском, а также на окрестных дачах, абсолютно невозможной.
Виновники протеста
Людей понять можно и даже нужно. Они готовы защищать свою территорию от любых угроз. Даже от исключительно гипотетических.
Другое дело, почему вообще заговорили о какой-то угрозе.
«Спасибо» отдельным чиновникам, которые допустили пару грубейших «ляпов» в схеме территориального планирования Ленобласти. Поговаривают, что причастные сегодня частично понесли, а частично еще понесут заслуженное наказание. А особо отличившиеся уже не числятся на государственной службе.
Во-первых, в территориальной схеме планирования случайно «заштриховали» лишние 200 га карьера «Воронцовское», который изначально даже не рассматривался под размещение объектов системы обращения с отходами. Чужую ошибку пришлось экстренно исправлять губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко. Распоряжение об исключение карьера из территориальной схемы подписано 18 февраля.
Во-вторых, как сообщил корреспонденту Online47 Алексей Пименов, указанный в схеме срок реализации – 2021 год – это тоже грубейшая ошибка. Изыскания, экспертизы, общественные слушания, подготовка участка карьера «Островское», который еще нужно перевести из федеральной собственности в муниципальную – это не меньше трех лет. Это еще при условии, что завод будет строить именно здесь – а такого решения пока еще нет. Плюс, строительство тоже потребует времени.
То есть навскидку, при самых благоприятных условиях раньше 2025 года появления завода в Первомайском – или даже где-то в другом месте - ждать не приходится.
Именно эти ошибки территориальной схемы и стали чуть ли не ключевой причиной негативного отношения людей к самой идее строительства завода. Потому что выводы-то в целом логичные: на 400 га появится завод и царь-свалка. И вопрос, напрашивается вывод, уже решен, потому что 2021 год – это значит со дня на день на карьере начнутся строительные работы.
Ошибки сегодня, конечно, исправляют. Но осадок остался.
И тут стоит помнить, что у любой такой ошибки есть фамилия, имя и отчество. В данном случае, все-таки «порка» должны стать показательной.
Факты против протеста
Встреча Алексея Пименова с жителями Первомайского оказалась более чем результативна. Абсолютно все вопросы, которые, в том числе, озвучивались перед началом общественных обсуждений корреспонденту Online47 – были сняты.
В сухом остатке:
- 200 га карьера «Воронцовское» исключены из территориальной схемы планирования. Строить там ничего не будут. Территория будет рекультивирована и засажена деревьями.
- Вопрос о возможности строительства завода на территории карьера «Островский» остается открытым. Решения пока нет. Аргументированное мнение местных жителей в конечном счете обязательно будет учитываться при принятии решения.
- Для строительства завода потребуется не более 50 га из 200 га карьера «Островское». Остальная территория будет рекультивирована и засажена деревьями.
- О сжигании мусора речи не идет. Завод будет заниматься переработкой мусора в экологичное SRF-топливо. Это единственное топливо в России, на которое установлены ГОСТы. Потребителями топлива могут стать крупные производственные предприятия, в частности, цементные заводы, и некоторые котельные.
- Производство абсолютно безвредное, что наглядно демонстрирует опыт аналогичных заводов в Швеции, Финляндии и многих других странах Европы. Топливный гранулят изготавливается путем высушивания, измельчения и гранулирования мусора. Полезный процент переработки составляет более 70%. То есть объем непереработанных отходов, которые впоследствии необходимо будет утилизировать, составит менее 30%.
- Строительство перерабатывающих заводов на территории Ленинградской области необходимо, чтобы снизить объемы мусора, который захоранивают на полигонах. По предварительным оценкам за год в регионе образуется около 700 тысяч тонн коммунальных отходов. Еще около 2 млн тонн производит Петербург, на территории которого в соответствии с Федеральным законом №89 строить мусороперерабатывающие заводы можно, а полигоны – нельзя. Как отметил Алексей Пименов: «Если мы не позаботимся об инфраструктуре, все эти объемы уедут в леса. А это недопустимо». Строительство мусороперерабатывающих заводов позволить снизить нагрузку на полигоны как минимум в 3-4 раза.
- Свалок или полигонов на территории Первомайского не будет точно.
- Отходы 1 класса опасности вообще не утилизируются в Ленинградской области. Они вывозятся на специализированные полигоны в другие регионы России, в частности, в Челябинскую область.
В тени протеста
По итогам встречи Пименова с населением Первомайского можно уверенно сказать, что диалог получился.
Все участники – или почти все – друг друга слушали и слышали. И начальник Управления по обращению с отходами принимал замечания граждан. И они в свою очередь отвечали взаимностью.
К концу общения Пименова уже угощали сушеной черникой с комментариями: «С вами приятно вести диалог».
Но такой расклад, конечно, не всем оказался удобен. Язык не повернется сказать, что все прошло гладко и протеста больше не будет. Будет! Потому что это тоже кому-то выгодно.
Изначально как-то слабо представляется, что какой-нибудь житель Первомайского ежедневно мониторит официальные документы и ту же схему территориально планирования. То есть документ изначально людям «вбросил», снабдив все это соответствующими страшилками. Остальное уже дело техники.
И на общественных обсуждениях в Первомайском корреспондент Online47 насчитал всего пару человек, которые пришли явно не за ответами. У них даже плакатики были заготовлены, чтобы размахивать ими в зале и скандировать лозунги. В уголке сидел и «профессиональный гастролер», знакомый многим по такому же искусственному протесту вокруг строительства Универсально-перегрузочного комплекса в Приморске.
Но не сбылось. Эти так называемые активисты, которые явно умышленно пытаются спровоцировать панику в соцсетях с перспективой выхода в оффлайн, оказались просто не готовы к тому, что Пименов легко и непринужденно развеет все мифы вокруг завода. И все эти плакаты и лозунги оказались в зале просто неуместными. Ну как, в самом деле, можно протестовать против свалки, которой нет и никогда не будет? И против решения, которого тоже нет?
Мину при плохой игре эти самые активисты-паникеры сохранить попытались, резко сменив тактику ко второму часу встречи.
Когда аргументов не осталось, начали протестовать просто так. То есть, «мы все равно против потому что вот».
Прозвучали и призывы в исполнении этих самых полутора активистов: «Что нам сделать, чтобы запретить строительство завода? На митинги выходить? Дороги перекрывать»?
Алексей Пименов по этому поводу рекомендовал действовать исключительно в рамках правового поля и в письменном виде подавать все свои замечания в Правительство региона: «А незаконные методы вроде перекрывания дорог – это не конструктивно».
После этого провокаторы, минут за 30 до окончания общественных обсуждений, покинули зал со своими плакатиками, которые так и не представилось случая развернуть. Только на выходе одна из так называемых активисток прошипела что-то про «Теперь увидимся на баррикадах». Но тут, как говорится, чем бы дитя не тешилось. Может хобби у человека такое. Или работа, за которую кто-то платит.
Аутсайдеры протеста
Примечательно, что не удалось нам увидеть в зале самопровозглашенного экообщественника Сергея Грибалева, который с завидной регулярностью пытается подливать масла в огонь в социальных сетях. Именно он, кстати, стал автором мифа, что в Первомайском будут заниматься мусоросжиганием.
По понятным причинам на встречу с Пименовым он не приехал. Может потому, что кроме личных обид на весь мир и голословных заявлений ему нечего противопоставить конкретным фактам. И писать гневные посты в соцсетях гораздо проще, чем вести диалог и обосновывать свою точку зрения.
Не сомневаемся, что определенная протестная суета против возможного строительства завода в Первомайском обязательно продолжится. Правда, на деле она сегодня совсем не такая масштабная, как могло бы показаться на первый взгляд.
Так, полтора паникера-провокатора. На большее как-то не тянет.
Александр Телегин