Найти тему
"Ваша газета"

ЛИДЕР, КЛАССНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ

9 января после продолжительной болезни ушёл из жизни заслуженный строитель Республики Татарстан Рафаэль Гургенович Фанян. За большой вклад в развитие экономики он был награждён орденом «Знак Почёта», медалью «За трудовую доблесть». Многие годы он возглавлял ООО «Двигательмонтаж», которое занималось монтажом сложнейшего оборудования на объектах Нижнекамского нефтехимического комплекса. Кроме государственных наград, отмечен орденами «Звезда Отечества», «Лидер Российской экономики», двумя орденами «Слава нации», присуждёнными от имени общероссийских общественных организаций за достижения в производственной деятельности. Сегодня его коллеги, ученики и сын выступают с прощальным словом о замечательном человеке.

ЕГО ЗНАЛИ,ЛЮБИЛИ И УВАЖАЛИ ВАСИЛИЙ НОСОВ, генеральный директор ОАООАООАО УК «МТМЛ»:

- 12 января мы проводили в последний путь Рафаэля Гургеновича. 40 лет мы с ним были друзьями. Рафаэль был членом нашей семьи, я был членом его семьи. Родом он из Нагорного Карабаха. Его воспитывала мать. Мы с ней были очень дружны. Я бывал в тех краях, народ доброжелательный, гостеприимный. А познакомились мы в 1979 году здесь, в Нижнекамске, когда его назначили руководителем третьего монтажного управления. «Двигательмонтаж» - это специализированное предприятие, которое базировалось в Набережных Челнах, а в Нижнекамске имело большой участок. Рядом было управление механизации, где я работал главным инженером. В «Двигательмонтаже» он прошёл многие ступени.

В середине 90-х годов управление, специалисты которого приобрели высокую квалификацию на монтаже сложнейшего оборудования, остались без объёмов работы. Надо было выживать. Авторитет монтажников позволил найти работу за пределами Татарстана и даже в бывших союзных республиках. Несколько лет назад, оставив все посторонние работы, коллектив объединился на площадке Нижнекамского промышленного узла. Работы на строительстве крупнейшего в России нефтехимического комплекса непочатый край. Монтажники трудятся в две смены, даже по субботам, а если надо, и по воскресеньям.

Его мама жила в Баку. После развала Советского Союза в Сумгаите начались погромы, она взяла с собой только документы, пешком добралась до парома, который через Каспий ходил до Красноводска (теперь это Туркменбаши), оттуда доехала до Москвы. Из Москвы Рафаэль привёз её в Набережные Челны. Там она и похоронена. Теперь рядом с ней лежит и сын.

У меня большая историческая библиотека, я хорошо знаю историю. Армяне - древний народ, они одни из первых на Востоке приняли христианство. В то же время это один из самых гонимых народов. Поэтому армяне традиционно прочно держатся семейного клана. После того как в Нагорном Карабахе начались военные действия, оттуда к нам начали приезжать ребята. Рафаэль Гургенович принимал их, устраивал, помогал с работой, жильём. И сейчас в Нижнекамске большая армянская диаспора. На похороны собралось колоссальное количество армян: из Москвы, Казани, Набережных Челнов приехали те, кто трудился с ним, хорошо знал его. Уверен, память о таком замечательном человеке каждый из нас сохранит до конца своих дней.

ВСЕГДА БЫЛ ВЕЖЛИВ И СПОКОЕН СЕРГЕЙ ЗОТОВ, генеральный директор УК «Татспецнефтехиммонтаж»:

- С Рафаэлем Гургеновичем я познакомился в сентябре 1985 года, когда после КХТИ по распределению пришёл в «Двигательмонтаж». Мы проработали вместе двадцать лет. При нём я прошёл тот же путь, что и он: мастер, прораб, начальник участка, замначальника управления, главный инженер.

Я считаю Рафаэля Гургеновича своим наставником. Кадрами он занимался лично. Нам, молодым специалистам, ещё мало знающим производство, он многое показывал своим примером: будучи начальником управления, мог подняться на мостовой кран и работать на нём или вместе с ребятами монтировал компрессор. Этим самым он давал понять, что при желании можно решить любой проблемный вопрос.

Он на подчинённых не повышал голоса, спокойно указывал на ошибки, подсказывал, как лучше сделать. Ошибки бывали, но не глобальные, поправимые. Ведь самая большая трагедия - когда по твоей вине гибнет человек. На стройке, к сожалению, такое иногда случается. А монтаж всегда требует неукоснительного исполнения всех инструкций: по технике безопасности, промышленной безопасности, потому что самое маленькое нарушение в итоге может привести к несчастному случаю. О чём нам, молодым, ежедневно ненавязчиво напоминал наставник.

Было время, в 90-х, мы искали любое дело, чтобы выплатить людям зарплату живыми деньгами. И здесь со своим жизненным опытом и умением договариваться большую роль сыграл Рафаэль Гургенович.

-2

РАВНЫХ ЕМУ НЕ БЫЛО
ФАРИТ ШАЙДУЛЛИН
, заместитель начальника управления капитального строительства (1977-1985), начальник УКСКСа ПАО ПАО «Нижнекамскнефтехим» (1985-2009):

- Рафаэль Фанян прожил в Татарстане почти 50 лет, нашу республику он называл второй родиной. Я познакомился с ним, когда он возглавлял участок. Мы тогда вели монтаж ЭЛОУ-АВТ-7. Помню, тогда возникла серьёзная проблема - фундаменты импортных насосов, которые уже были смонтированы и «обвязаны», из-за неустойчивых грунтов дали просадку. Для исправления требовалось всё сделанное разобрать. Но Рафаэль Гургенович успокоил нас. С согласия проектировщиков он посоветовал изготовить переходные рамы, и это было то самое решение, которое позволило ускорить сроки выполнения работ и исключить огромные затраты на демонтаж.

Р. Фаняну всегда поручались самые сложные и ответственные работы по монтажу и сборке импортного оборудования - компрессоров, насосов и технологических линий. К любому заданию он подходил обдуманно и ответственно, любые вопросы старался решать в короткие сроки. Никогда не срывал графиков работ. Был человечным, разговаривал вежливо, профессионально доводил суть вопроса. На строительных штабах всегда вносил конструктивные предложения, с ним всегда все чувствовали себя уверенно.

На «Нефтехиме» он начал с монтажа оборудования на первой промзоне, а последним его объектом было производство полиэтилена. После окончания моего контракта с «Нефтехимом» он собрал коллег у себя на базе, приготовил прекрасный шашлык - получилось отличное завершение дел.

Равных ему я сегодня никого не могу представить.

ВЁЛ МЕНЯ ПО СЛУЖЕБНОЙ ЛЕСТНИЦЕ МИХАИЛ ПИВОВАРОВ, главный инженер ООО «Двигательмонтаж»:

- Я знал Рафаэля Гургеновича с начала 70-х годов. Вместе с ним на «Нефтехиме» мы прошли объекты ДБ-6, ИП-6, обоих заводов СКИ-3, ИМ, БК, заводов этилена, окиси этилена, азотно-кислородной станции. В 1978 году его назначили начальником управления, было ему тогда 32 года - самый молодой глава управления.

Работая монтажником, я одновременно учился: окончил энергостроительный техникум, затем КХТИ. Начальник управления как бы вёл меня по служебной лестнице, повышая в должностях. Для нас он был примером во всём, в первую очередь по отношению к делу. Кажется, в 1975 году мы сдавали объект на заводе СКИ-3 №2, как раз перед новогодним праздником. Ни он, ни другие со временем не считались, оставались ночевать прямо в кабинете директора завода. Главное для Фаняна было - выполнить в срок поставленную задачу.

Рафаэль Гургенович был мастером спорта, в своё время входил в состав сборной страны по гимнастике. Получил серьёзную травму, что впоследствии и повлияло на его ранний уход из жизни.

ГОТОВИЛ МЕНЯ К ЖИЗНИ СЕРГЕЙ ФАНЯН, прораб участка КМУ «Двигательмонтажа»:

- Отца я начал помнить, наверное, в три-четыре года. Как-то в отпуск мы на своей машине всей семьёй поехали в Баку, где жили родственники папы и мамы. Отцу, как первооткрывателю, было интересно погулять по лугам, подняться на гору и всё осмотреть сверху. Обо всём, что попадалось нам на глаза, он рассказывал. Помню, мы нашли маленький водоёмчик, папа доставал оттуда ракушки.

Когда папа был дома, старался всегда чему-нибудь научить меня, показывал, где нужно подкрутить, подремонтировать, заменить. Готовил меня к самостоятельной жизни, чтобы я, как мужчина и будущий глава семьи, умел делать всё.

Я учился в нефтехимическом техникуме, практику проходил у отца в «Двигательмонтаже». В тяжёлые времена, когда всюду был бартер, устроился на «Нефтехим», потому что там платили, но, когда положение в стране наладилось, вернулся к отцу, работал прорабом, начальником участка.

Я женился рано, в 20 лет. На мой вопрос о женитьбе папа сказал: «Дело твоё. Я - за!». Он вообще любил детей, а внуков особенно. Узнав о рождении очередного ребёнка, говорил: «Давайте ещё».

Папа был известным строителем, его многие знали. Прощаться пришли не только руководители предприятий, но и начальники участков, мастера, прорабы, рабочие. Потеряв отца, я потерял учителя, наставника, у которого мог всегда найти поддержку.