– Как Вы можете охарактеризовать состояние рынка автомобильных грузоперевозок в 2019 году?
После ярко выраженного роста рынка международных автомобильных грузоперевозок в 2017 году, направление тренда сменилось в 2018-м: со второго квартала начала постепенно нарастать отрицательная динамика импорта из ЕС в РФ, хотя в количестве транспортных заказов рынок еще оставался в положительной динамике до третьего квартала. В дополнение к этому, в I полугодии прошлого года произошел резкий рост стоимости топлива, а в августе международные перевозчики снова вспомнили о проблеме валютных рисков. Ослабление рубля дополнительно простимулировало заказчиков сократить партии ввозимой продукции в ожидании падения потребительского спроса. Зарплаты водителей-международников в 2018 году выросли примерно на 10%. Вот с таких позиций мы вступили в 2019 год.
Все эти факторы существенно снизили рентабельность нашего бизнеса. Пробег автомобилей увеличился, при этом прибыльность перевозок осталась на том же уровне – за те же деньги теперь нужно работать больше.
Начало текущего года пока не принесло рынку грузовых автоперевозок больших потрясений, что позволяет работать и развиваться в плановом порядке. Стоимость топлива пока держится в рамках инфляции. Зарплата водителей за I квартал выросла еще на 7,5% по сравнению с 2018 годом, хотя для нас это были уже ожидаемые затраты.
– Какие факторы и каким образом окажут положительное/отрицательное влияние на развитие отрасли в 2019 г. и ближайшие 3 года? Как, по Вашему мнению, будет развиваться ситуация в сегментах международных и внутренних автомобильных грузоперевозок в России?
Отрицательным фоном для работы международных логистических компаний является политическая напряженность, которая в дополнение к экономическим кризисным тенденциям сокращает объемы международной торговли. Национальный протекционизм, санкции, административные барьеры, заградительные пошлины и пр., приводит к тому, что сегмент международных грузовых перевозок сокращается в пользу рынка внутренней логистики. Хотя для внутреннего рынка это не очень ощутимые изменения: в России порядка 2,5 млн единиц различного грузового транспорта, из них только несколько десятков тысяч работают на международных перевозках. Для внутреннего рынка страны это перераспределение находится на уровне статистической погрешности.
Усиление регулирования и контроля автомобильных грузоперевозок в России (Платон, Глонасс, режим труда и отдыха водителей и пр.) дает скорее положительный эффект для крупных транспортных компаний – снижает остроту конкуренции с «серыми» перевозчиками, увеличивает безопасность на дорогах, повышает общий уровень стандартов обслуживания.
Самые чувствительные факторы для международных автоперевозчиков – это стоимость топлива и затраты на оплату труда водителей-международников: эти две статьи расходов составляют основную долю в себестоимости услуг и сильнее всего давят на рентабельность бизнеса. С середины прошлого года рост стоимости горючего сдерживается правительством РФ, но риск нового витка увеличения цены мы чувствуем постоянно, и периодические вести с рынка не дают об этом риске забыть. Увеличение затрат на водительский состав продолжится и дальше: если не в виде роста прямых зарплат, то в виде всякого рода соцпакетов.
– Какой стратегии будет придерживаться Ваша компания в текущем году и в период до 2023 г.? Какие конкретные шаги будут предприняты?
В ближайшие три года мы не ожидаем каких-то существенных положительных изменений на рынке и не рассчитываем на быстрое увеличение спроса на международные автомобильные грузоперевозки. Тем не менее, стратегия развития автотранспортной компании TELS в текущем году и на следующие три года должна обеспечить увеличение объемов оказываемых услуг на 15-20% в год. Выполнить показатели по росту компании можно только в конкурентной борьбе за имеющиеся на рынке объемы.
Достичь этих целей планируется за счет повышения эффективности собственных бизнес-процессов и увеличения провозных возможностей. Ежегодно мы закупаем более 100 большегрузных автомобилей, из которых половина идет на обновление автопарка, половина – на его увеличение. В 2018 году автопарк TELS CARGO вырос до 300 единиц большегрузной техники, в 2019 году – планируется увеличение еще как минимум на 50 автомашин.
С целью оптимизации схем доставки грузов на базе офиса TELS в Праге создано новое автотранспортное подразделение TELS CARGO в Чешской Республике. Наличие автопарка чешской регистрации даст нам больше возможностей для развития услуг. На направлении ЕС-РФ на нашу работу уже не будет влиять в той же степени постоянное сокращение квот польских транзитных разрешений для российских транспортных компаний
Исходя из потребностей наших заказчиков, проводим диверсификацию прицепного подвижного состава – комплектуем автосцепки полуприцепами различной конструкции, с повышенным объемом грузового пространства (МЕГА) и возможностью демонтажа до платформ для перевозки негабаритных грузов.