Найти тему
Олег Новиков

Психология и религии. Как мы «умираем» и как «убиваем» себя?

Взята с открытых источников. Яндекс картинки.
Взята с открытых источников. Яндекс картинки.

Мы рождаемся, развиваемся, после достижения "пика" своего развития, начинаем «умирать». Эти процессы естественны и неизбежны, но каждый из нас по-разному проходит через них. Своим образом жизни мы можем влиять на ход этих процессов. Отчего зависит качество и продолжительность этих процессов?

Первым фактором (назовем его биологическим), влияющим на продолжительность нашей жизни, является данное нам природой и родителями физическое тело с индивидуальными генетическими особенностями. Одним дается от рождения «здоровое» с хорошим генетическим набором тело, другим - с «худшими» генетическими характеристиками. Мы по-разному используем биологический фактор. Одни умудряются быстро «угробить хороший биологический материал» своим образом жизни через употребления чрезмерного количества табака, алкоголя и нездоровой пищи, а также через употребление наркотических веществ и малоподвижный образ жизни.

Другим может «достаться» менее «удачный» набор ген. Личности приходится решать задачи, как с данным телом «выживать и жить». При успешном решении данной задачи создается авторская теория ЗОЖ. Большинство авторов теоретических концепций о ЗОЖ, как правило, в детстве переживали «неудачный» опыт (болели, находились в каких-либо других критических ситуациях). Ранее в статьях («Дьявол на службе у Бога») мы говорили о том, что успех и развитие очень часто начинается с отрицательного опыта (с конфликта), который либо нас «ломает», либо, справляясь с ним, мы формируем жизненную концепцию, помогающую справляться с трудными жизненными ситуациями. Получив «неважное» от природы физическое тело, мы либо «недолго живем», либо учимся выстраивать тот образ жизни, который будет наиболее благоприятным для долголетия с учетом данных «биологических особенностей».

Каждый ресурсами распоряжается по-разному.
Одни не ценят «дар Божий», другие из недостатков создают «шедевры». Можно, для понимания, сравнить возможности нашего тела с двумя аналогиями:

- С зарядом «батарейки (аккумулятора)». От природы нам предназначается разная «емкость». И каждый из нас, в зависимости от образа жизни, по-разному ее тратит. Не факт, что тем больше «емкость», тем дольше мы проживем (ее очень быстро можно растранжирить).

- С заводом механических часов. Время «тиканья» часов зависит от настройки маятника. Если скорость (частота колебаний) маятника большая (мы живем на «всю катушку»), то завод очень быстро заканчивается. Если мы регулируем скорость (частоту колебаний) маятника в сторону уменьшения, ведем ЗОЖ, то время «тиканья» увеличивается.

В среднем организм формируется к 25 годам (от 20 до 30 индивидуально), а дальше «наше тело в наших руках». От того, как мы будем с ним обходиться и как будем заботиться о нем - будет зависеть продолжительность нашей жизни (как мы будем «расходовать заряд энергии» или «завод пружины»). Некоторые «умудряются» еще до 20 лет «угробить» свой организм.

Конечно, мы не включаем форс-мажоры – травмы и несчастные случаи. Но и после них каждый восстанавливается по-разному (в зависимости от настроя, желания восстановления и решимости).

Вторым фактором, влияющим на продолжительность нашей жизни, является пережитый опыт ( назовем его психическим фактором или психосоматическим). По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), от 38 до 42% всех пациентов, посещающих кабинеты соматических врачей, относятся к группе психосоматических больных (в народе еще говорят, - «все болезни от нервов» ).

Нас может «убивать» наш собственный опыт и пережитые нами события. Вернее, наше отношение к нему (к ним) и то, как мы его (их) проживаем мысленно (разумением), эмоционально и чувствами (сердцем и душою). Чем больше мы переживаем опыта, чем насыщеннее им наша жизнь, тем больше вероятности того, что мы быстрее начнем «умирать». В детстве и молодости мы полны энергий, мотивации и жизненных планов, но встретившись с реальностью, начинаем приобретать жизненный опыт. И чем больше его, тем меньше у нас остается энергии на устремления и желание жить. Мы начинаем «угасать». Почему детдомовские дети выглядят взрослее своих сверстников, воспитанных в благополучных семьях? Потому что раньше сталкиваются с реальной жизнью (получением опыта)?

Познание опыта всегда связано с его оценкой. Опыт обязательно после себя оставляет ментальный и эмоциональный «след» и именно этот «след» влияет на наше развитие и жизненную мотивацию. Детская «непосредственность» - лучший мотиватор на свершения. После того, как в первом процессе мы «обожжёмся», в дальнейшие процессы мы будем вступать уже с другим настроем и мотивацией, с «оглядкой на прошлое» (это имеет свои плюсы и минусы). Сложно каждый раз начинать вступать в процесс (отношения) с «чистого листа». Но именно «след» порой и является нам препятствием для новых начинаний.

Вот почему Иисус говорил:

(Матфей. Г.18, 1-4)

1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?

2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них

3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное;

4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;

Пока мы живем в неведении, не вкусив «плоды познания», мы «чисты» мыслями, сознанием, эмоциями и чувствами (по Иисусу – разумением, душею и сердцем). Наши мысли, эмоции и чувства наивны и непосредственны – девственны. Пока мы живем в неведении мы полны жизненной энергии. Но стоит прикоснуться с жизненной реальностью, мы теряем «детскую непосредственность», начинаем познавать «добро» и зло» и тем самым начинает взрослеть и «умирать». И вот как об этом сказано в Библии.

(Бытие. Г.2, 15-17)

15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь.

(Бытие. Г.3, 1-7)

1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

4 И сказал змей жене: нет, не умрёте,

5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

Вам знакомо выражение «Многие знания-многие печали (скорби)». Тем больше мы познаем, тем больше поводов расстраиваться и печалиться. Или из Библии:

(Книга Екклезиаста. Г.1, 17-18)

17 И предал я сердце моё тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа;

18 потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.

Что мы имеем. Познание и приобретение опыта («вкушение плодов с дерева познания») делает нас зрелыми, самодостаточными и мудрыми («подобными богам»), Знания «открывают нам глаза» на происходящие с нами и с окружающими нас процессы и одновременно «убивают» нас. Так что же делать? Как приобретать опыт, но при этом не «сокращать свою жизнь». Все дело в том, как мы относимся к познанию и приобретению опыты. Нас «убивает» отрицательное отношение к опыту и связанные с ним мысли, эмоции и чувства: переживание, сожаления, депрессии, ненависть, гнев, апатия, раздражение, осуждение (и другие отрицательные мысли, эмоции и чувства, связанные с пережитым опытом).

Мы рождаемся, получаем «заряд» (запас), психической энергии на свое развитие. Посмотрите на подвижность детей, на их эмоциональную открытость, драйвы, мотивированность, искренность, желание жить и развиваться (и по возможности вспомните себя – хорошее ресурсное состояние перед любыми начинаниями). И куда девается этот заряд? Растрачивается на ментальную и эмоциональную реакцию на приобретенный опыт. Как только мы покидаем «родительский Едемский сад», вступаем на путь познания добра и зла, у нас приобретается жизненный опыт, который начинает «поглощать» наш «психический запас» энергии, и мы начинает «угасать». Как остановить потерю «психической энергии»?

- Прекращать тратить психическую энергию на пережитый опыт и учится порой начинать жить с «чистого листа».

- Не привязываться к результатам опыта, а получать удовольствие от процесса его получения. (Буддисты творят мандалу и разрушают, говоря: "Сумей сотворить и отпустить")

- Благодарить всех участников, участвующих в приобретении вами опыта.

- Прощать тех участников, с которыми приобрели «негативный» опыт, просто делать из него конструктивные выводы.

Почему в буддизме конечная цель развития – Нирвана. Одно из определений нирваны – небытие. Возьму определение из Википедии:

В буддизме нирвана:

  • свобода от желаний, страданий и привязанностей (отсутствие их влияния на события жизни);
  • освобождение от страдания, от круга рождений (сансары);
  • состояние сознания, в котором элементы «санатаны» (дхармы) — потока сознания пребывают в покое;
  • высшая цель устремлений верующих в раннем буддизме и в тхераваде, достижимая после искоренения всех омрачений («нирвана с остатком»)[2].

По сути мы стремимся к своему началу. Рождаемся, начинаем «вкушать плоды познания», осознаем их «горечь» и от этой «горечи» стремимся вернуться туда, откуда появились. Желаем вернуться под «опеку Бога» в сад Едемский.

Детское восприятие окружающей действительности, беззаботное и безответственное – источник долголетия, творчества. Забота, ответственность – забирает нашу психическую энергию. Так как же найти компромисс? С одной стороны - без «взросления» и познания («вкушения плодов с дерева познания») невозможно развитие, с другой стороны – опыт забирает у нас «психическую» энергию?

Здесь уместно перейти к взглядам Эрика Берна на структуру личности. Согласно теории Э. Берна структура личности состоит из трех частей, которые называют «Я-состояниями». Эти наборы поведенческих стереотипов обозначаются как «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок».

Для психического здоровья и долголетия нам необходимо научится:

- осознавать эти «Я-состояния»

- управлять ими («Я-состояниями)», проявлять их в соответствии с той обстановкой и средой, в которой на данный момент находимся

«Я-состояние» «Родитель» уместно проявлять в отношении своих детей (до определенного этапа развития) и подчиненных (тоже находящихся на определенном этапе развития и в соответствии с уровнем квалификации и способности брать на себя ответственности).

«Я-состояние» «Ребенок» уместно проявлять для разрядки своей нервной системы. Полезно общаться с детьми, играть в различные игры, погружаться в обстановку, в которой можно активизировать «своего внутреннего ребенка». Это состояние снимает напряжение, связанное с приобретением опыта, чувством ответственности. Необходимо периодически «погружать себя в Нирвану» для разрядки нервной системы.

«Я-состояние» «Взрослый» уместно проявлять при решении различных задач (связанных как с личной сферой, так и с профессиональной). А также при коммуникациях и взаимодействиях с психически зрелыми людьми (обладающими зрелой личностью (душой), способными брать ответственность за свои решения).

Сформулировать тезис психического здоровья:

Все наши проблемы (касающиеся как личной, семейной, так и профессиональной сферы) - от неуместности, несвоевременности и крайностей.

Для сохранения психического здоровья необходимо научиться осознавать свои «Я-состояние» и управлять ими. Уместно и своевременно их «включать» и «выключать». И тогда наши способности, знания, ум не будут «отягощать» наше восприятие относительно пережитого опыта.

Следующее, на что необходимо обратить внимание – управление энергетическими потоками. Психически мы живем в трех временах: в прошлом, настоящем и будущем. Энергия течет туда, где наше сознание (разумение), эмоции и чувства (сердце и душа). Если мы слишком много погружены в прошлые события, то жизненная энергия «утекает» в прошлое. Какие симптомы характеризуют состояние «жизнь в прошлом»? Мы часто сожалеем, испытываем чувства ненависти, гнева, злобы, раздражения в отношении прошлых событий и в отношении участников этих событий. Или наоборот живем воспоминаниями прошлых «прекрасных» дней. Вспоминаем как было «хорошо, замечательно и прекрасно» раньше, в прошлых событиях. Что было – то прошло (быльем поросло). Если мы чрезмерно увлечены прошлыми событиями, то наша энергия, необходимая нам развитие и созидание, «утекает» в прошлое и ее недостаточно для жизни в настоящем, здесь и сейчас.

Необходимо проработать, проанализировать свой опыт, извлечь из него уроки, поблагодарить всех участников за них и направит свои усилия и энергию на создание новой реальности без ошибок, допущенных в прошлом.

Следующая крайность – «жизнь в будущем». Наши мечты, представление событий в будущем – тоже «забирают» у нас энергию. Если мы увлекаемся мечтами, то ее (энергии) мало остается для того, чтобы мечты стали реальностью. Мечта становится реальностью, если она превращается в цель. Цель достигается путем решения конкретных задач и обязательно связана с действиями.

Действия – наш опыт настоящего. Для того, чтобы действовать, нужна энергия.

Если мы «устремляем» свои энергетические потоки в «прошлое» или «будущее», то ее не остается для действий в настоящем. Почему в народе (и консультанты различных направлений) дают следующий совет: «Если задумали какое-либо дело, то не стоит распространятся о нем. Выполняйте его молча» (не тратьте энергию на «болтовню», оставьте ее на действия).

Мечты, конечно, вдохновляют, но реальностью они становятся в действиях согласно плану.

Чтобы мы развивались и не «умирали», необходимо сбалансировать наши энергетические потоки, мысли и эмоции в отношении их направленности ко времени.

Прошлый опыт для нас – необходимый ресурс для настоящего. Наши мечты – ресурс для плана действий.

Когда мы куда-то спешим и торопимся, мы тоже устремляем свои энергетические потоки в будущее.

Что значит жить настоящим? Как «прикрыть» потоки энергий в прошлое и будущее?

Ответ:

Не думать много о прошлых и предстоящих событиях, жить теми процессами, которые с вами и с окружающим миром происходят в настоящий момент!!!

Например:

Вы спешите, когда идете из дома на работу (или обратно). Где находится «точка сборки» ваших мыслей и эмоций? - В будущем (на работе или дома), куда вы и спешите. Остановите свой поток мыслей и эмоций в будущее, посмотрите на то, что происходит с вами и что происходит вокруг. Как листики качаются от ветра на деревьях, как поют птички на них. Есть такое выражение: «Поспешай не спеша» (торопись медленно). Телом двигайтесь быстро, но сознанием, эмоциями и чувствами будьте в настоящем времени, «здесь и сейчас». И тогда вы остановите расходование своей жизненной энергии вхолостую и замедлите свое «старение», приближающее вас к «смерти».

Знакомо выражение «Счастливые времен не наблюдают». О чем оно? Об ощущении времени. Человека, живущего в таком состоянии, не заботит ни прошлое, ни будущее, он живет счастливо в настоящем, «присутствует» мыслями, эмоциями и чувствами «здесь и сейчас». «Утечек» энергии нет, и ее хватает на здоровое психическое состояние в настоящий момент.

На этом я приостанавливаю развитие этой темы. Жду Ваши комментарии и отзывы. С уважением к Вам, Олег Новиков.