Найти тему
Central Asia Analytics

Узбекистан и Россия. Нефть, газ, энергия

Довольно продолжительное время общество Узбекистана наполнено разговорами на тему вступления в ЕАЭС. С одной стороны, те, кто активно выступает за вступление в экономический союз и интеграцию производств и торговых секторов с Россией и другими членами, с другой – противники, считающие проект ЕАЭС губительной для узбекской экономики и критикующие Шавката Мирзиёева за то, что руководство республики продолжает обсуждать перспективу вступления. Недавно, конечно, ходило заявление Мирзиёева о том, что Узбекистан никогда не вступит в союз, однако на мой взгляд, к подобным вещам стоит относиться с некой долей скептицизма.

Плюсы и минусы сотрудничества в формате Евразийского экономического союза можно обсуждать долго, в каждой сфере своя специфика. Торговля и экономика – дело достаточно понятное. При современном внешнеторговом балансе Узбекистана, являющимся отрицательным, вступление в ЕАЭС представляет из себя явную перспективу для конкурентоспособности страны как в регионе, так и на мировом рынке. Географическая близость остальных стран-участниц – это главный повод, ради которого стоит приниматься за экономическую интеграцию.
Что касается нефтегазового и энергетического сектора, тот тут кооперация в рамках Евразийского не обладает столь простыми преимуществами – в данных сферах стоит разбираться, чтобы понимать выгоду от членства в ЕАЭС. Однако ясно одно – в рамках ЕАЭС или не нет, но сотрудничество с Россией в нефтегазовой сфере для Узбекистана имеет огромную важность.

Сотрудничество с Россией в состоянии улучшить страдающий сектор нефтепереработки. Для незагруженных НПЗ республики необходимо сырье, которое обеспечит на выходе больший приток средств от сбыта конечного продукта. Поскольку Узбекистан на сегодняшний день испытывает серьезную нехватку собственных ресурсов, сырье поставляется из России.

-2

Помимо закупок сырья, Узбекистан и Россия имеют совместные предприятия. Наибольшие объёмы конденсата и нефти производят совместные предприятия "Узбекнефтегаза" с "Газпромом" – "Гиссарнефтегаз" и "Кокдумалак-Газ" – суммарно около 350 000 тонн в год. В основном это конденсат месторождений Бешкентской группы. В целом же российская "Зарубежнефть" достаточно плотно кооперирует с "Узбекнефтегазом".

Помимо сырьевых поставок, российские компании частично заняты разработкой месторождений на севере Узбекистана. В частности, "ЛУКОЙЛ" участвует в реализации трёх проектов: "Кандым-Хаузак-Шады", разрабатывает месторождения Юго-Западного Гиссара, а также в составе международного консорциума проводит геологоразведку узбекской части Аральского моря. В 2019 году стороны подписали соглашение об условиях добычи углеводородов на длительно разрабатываемых месторождениях "Хартум", "Восточный Хартум" и "Южный Аламышик". Кроме этого, в Андижанской области запущен совместный проект АО "Зарубежнефть" и АО "Узбекнефтегаз" - СП ООО "Андижанпетро"

-3

В перспективе, выгоду от продажи нефтепродуктов и газа Узбекистану могут существенно увеличить соглашения по транспортировки конечного продукта через территорию России, например, через Новороссийский порт.

В энергетике все гораздо проще. В последнее время можно наблюдать борьбу между сторонниками и противниками атомной энергетики. При этом часто указывается на такие вещи как опасность такого вида производства электроэнергии, отсутствие у Узбекистана необходимости в больших мощностях, которые способна дать атомная станция, возможность использования альтернативных источников. На мой взгляд тут достаточно все очевидно – позиция с примесью политики и лишенная логики. Современные атомные станции имеют высочайшие степени защиты от аварий, а их по строительству – Россия одна из лидирующих стран. В плане безопасности стоит особо обратить внимания, что в самой РФ уже переводят свой мирный атом на современные и безопасные реакторы ВВЭР-1200 (после ввода данного типа, желание иметь такие же реакторы изъявили Турция, Финляндия и Беларусь). В вопросах мощности, атомная энергетика с избытком перекрывает нужды самого Узбекистана, позволяя осуществлять поставки излишков в соседние страны. Никакими станциями на альтернативных источниках сегодня невозможно заменить не то что целую АЭС, но даже один блок. Постройка собственной атомной электростанции имеет смысл также в условиях сокращения собственных ресурсов, которые сейчас используются для производства электроэнергии. Кроме всего вышеперечисленного, строительство и эксплуатация станции даст большое количество рабочих мест, которые не окажутся на балансе государства, а будут окупаться.

-4

Так что в этом вопросе узбекскому руководству стоит опираться на знания и реальные факты, а не на страхи перед атомом, разжигаемые третьей стороной в понятных целях.