Этот сериал подвернулся мне случайно: смотрела "Американцев", и в конце каждой серии последнего сезона прилагался трейлер "Траста". В некоторых переводах он идет как "Доверие. Но главный смысл все-таки не в том, насколько члены семьи Гетти не доверяют друг другу. Их фамильный трастовый фонд в несколько миллиардов - такое же действующее лицо. Он устроен так, что из него нельзя взять ни цента на личные нужды - даже если речь идет о жизни и смерти своей же плоти и крови. И вот уже получается что не Гетти управляют трастом, а он управляет ими и их жизнями.
Я не являюсь большим фанатом создателя сериала - Денни Бойла (того самого, кто срубил Оскара за "Миллионера из трущоб", хотя "Пляж" был не плох в свое время, как и "Транспотинг"). Так же я, вот вообще, не люблю ни Хиллари Суонк, ни Брендана Фрейзера, исполнителей одних из главных ролей. Так что, можно сказать что мое мнение будет самое непредвзятое. :)
Сериал вышел не так давно, в 2018. А за год до и Ридли Скотт коснулся этой же истории, сняв полнометражную драму "Все деньги мира" (Да, ту самую, которая больше запомнилась тем, что перед премьерой оттуда вырезали все эпизоды Кевина Спейси, исполнявшего роль Пола Гетти старшего. Не за плохую игру, и не за то что он моложе своего персонажа лет на 30, а за его сексуальные похождения вне съемочной площадки).
И Скотт, и Бойл в своих произведениях опирались на одни и те же факты из Википедии о семье Гетти и истории похищения Пола Гетти Третьего. И если у первого получился суховатый триллер в мрачных оттенках, то у Бойла, не ограниченного в хронометраже и фантазии, получилась яркая, насыщенная событиями, живая и очень реальная история безумно богатой, но безумно уродливой и несчастной семьи.
Если у Ридли Скотта историю разыгрывают в основном всего три персонажа - сам Пол Гетти, бывшая невестка и мать Пола-младшего, Гейл, да начальник службы безопасности/бывший ЦРУшник Флетчер Чейз; то у Бойла сюжет создают и наполняют нюансами и подробностями еще десяток не менее значимых, продуманных и раскрытых персонажей - от дворецкого и "гарема" пола Старшего до калабрийских мафиозо. Сцены из жизни чопорного британского поместья чередуются с хипповыми флэшбэками Малыша-Гетти, сельскими пасторалями итальянских бандитос, и где, при всем трагизме, есть место иронии и сарказму.
У "Траста" сильный визуальный ряд. Хороший контраст между холодными сине-зелеными оттенками, темными готичными залами поместья в Англии и светлыми, выцветшими, желто-оранжевыми цветами итальянских сцен. Избитые в туристических проспектах достопримечательности показаны с необычных ракурсов, уютные улочки Рима, мафиозные сходки в катакомбах, прекрасные пейзажи Калабрии. Монтаж и переходы в стиле 70-х с мозаикой из кадров. Скрепляет все это добротный разношерстный саундтрек из колоритных канцоне, Дэвида Боуи, Фреда Астера и даже классической оперной арии от Марии Каллас.
Отдельно стоит упомянуть шикарный "белый" финал, пусть и как бы "срежиссированный" в кокосовом угаре одним из похитителей. Белые пальто, белая машина, белые чемоданы с долларами - но заставить пойти снег в солнечной Италии?
Дональд Сазерленд - актер прекрасный. И его персонаж в этом сериале не менее прекрасен во всей своей омерзительности. Такой эксцентричный и желчный Скуперфильд, коллекционер предметов искусства и поклонник античности, но для гостей в своем поместье поставил платный телефон-автомат, да и свое нижнее белье, в целях экономии, тоже предпочитает стирать сам.
В его уста вложены все самые звонкие и циничные цитаты реального Пола Гетти, как например: «У меня четырнадцать внуков, если я сегодня заплачу хоть один пенни, завтра у меня будет четырнадцать похищенных внуков.»
Гетти-старший сетует на то, что среди многочисленных сыновей и внуков нет достойного наследника его империи. Но сам, похоже собирается жить вечно - он и не пытается воспитать преемника, зато принимает различные экспериментальные препараты, делает подтяжки лица и инъекции в пенис.
Виновник "торжества" - Малыш-Пол. Легкомысленный, доверчивый, искренний и наивный. Полная противоположность своему завистливому отцу и алчному деду. Персонаж получился на удивление добрым и обаятельным (опять же, если сравнивать его с Полом во "Всех деньгах мира" - там роль эпизодическая, но даже так парнишка заносчив и не особо приятен), что в дальнейших его испытаниях вызывает настоящее сочувствие. Он был вполне счастлив в компании таких же друзей-хиппи, живя одним днем, обменивая свои картины на еду для себя и друзей в соседнем ресторанчике. Пол ввязался в аферу со своим похищением, узнав, что под его богатую фамилию, друзья, за его спиной, набрали долгов. Но, по закону жанра, все пошло не так, как задумано.
Я уже говорила, что не люблю Хиллари Суонк. Но тем не менее, глупо отрицать насколько хороша она в этой роли. Как она играет одновременно отчаяние и надежду матери, пытающейся спасти своего ребенка из многомесячного плена практически в одиночку. Это женщина, которая отказалась от всех притязаний на деньги Гетти, что бы сохранить своих детей, и потерявшая одного из них только потому, что у него осталась эта фамилия. Мать, способная дойти даже до президента США, когда больше помощи ждать уже неоткуда.
Причем Суонк передает это не красочными, полными трагизма монологами. Большей частью это только скупые фразы, статичные позы, жесты и взгляд.
Приятно удивляет Брендон Фрейзер. При всей моей любви к Марку Уолбергу, сыгравшего Флетчера Чейза во "Все деньги мира" - классический техасец Фрейзера с набором шикарных ковбойских шляп, в образе бывшего агента ЦРУ, а ныне главы службы безопасности самого Гетти - смотрится увереннее и ярче. Добродушный увалень на первый взгляд, задающий наивно-туповатые вопросы типа: "А вы знакомы с членами мафии?", понимает как все устроено гораздо лучше, чем кажется. В конце концов, только он один искренне сопереживает несчастной Гейл, хотя всего лишь выполняет свою работу. "Ты самый добрый человек из всех что я встречала" - так она сама говорит ему, в самые тяжелые минуты ожидания после внесения выкупа.
Во втором и финальном эпизоде персонаж Фрейзера выступает в роли нарратора, который сначала динамично и саркастично посвящает нас в курс дела, а затем так же закрывает все ветки, подводит итоги и немножко заглядывает в будущее семьи на которую работает.
Очень колоритные мафиозо и их приспешники. Вся местная итальянская линия наполнена теми же ощущениями, что в "Крестном отце" - часть где Майкл на Сицилии. Цвета, деревушки с узкими улочками и каменными домиками, фермы на склонах гор, стада коз, мужчины с ружьями, погоня с собаками по горным тропинкам. Мафия, еще в старом итальянском стиле, когда похищение такого уровня совершается по своим провинциальным меркам. Каст итальянских актеров хорош. Особенно прекрасен Примо - обычный головорез, но с большими амбициями и отмороженный на всю голову, как герой из фильма Тарантино.
На этом, пожалуй, пора остановиться. Настоятельно рекомендую посмотреть этот мини-сериал. Добротный, с плавно текущим сюжетом. Кто-то говорит что местами сюжет провисает, но как по мне - все работает только в плюс. Это отличный подарок от Денни Бойла и FХ - целых 10 серий по часу. Хватит, что бы скоротать как минимум пару вечеров.