Военная кафедра при ВУЗе.
На военной кафедре в нашем институте начинали обучение с четвёртого курса. Один день в неделю мы служили на четвёртом этаже, который целиком в правом крыле здания, был отдам военным. Носили повседневную форму х/б, пилотку, кирзовые сапоги и солдатский ремень. Шинелей не было. Так же заступали в наряд по кафедре, стоял дневальный у тумбочки на входе, и после окончания учебного дня мыли полы в холле и центральном проходе.
Готовили из нас командиров взводов мотопехоты на БТРах. Изучали БТР-60ПБ в натуре и БТР-70 по плакатам. Логичнее было бы самый крупный в институте факультет механизации, где девяносто пять процентов были парни, будущих специалистов по автотракторной технике, обучать каким- то техническим военным специальностям - ну пехота, дак пехота! Изучали огневую подготовку, тактику, картографию, уставы, все эти приборы и оборудование радиохимзащиты, короче, всё что положено знать «царице полей».
Все основное практическое происходило на летних 45 суточных сборах в одной из кадрированных дивизий. Это когда дивизия технически и вооружением укомплектована полностью, а личным составом на четверть от штатного. Если война, то быстро добирают народ и полностью разворачивают дивизию до штатного расписания. А так, у командира роты в подчинении один взвод, у комбата — рота, на каждого механика-водителя четыре единицы техники и т. д.
Приехали поездом, высадили в поле, в кузовах грузовиков тряслись километров 40. Прибыли, расквартировались в землянках. Романтика — первый и единственный раз пожил в землянке, которая вместимостью на целый взвод. Деревянные полати в два яруса и два небольших окошка под потолком, но электричество проведено. Один недостаток — песок с крыши периодически, меж потолочных брёвен, сыпался на всё. Обучали нас совместно наши институтские офицеры и дивизионные.
Для студентов, которые не служили в армии - всё впервые, все захватывающе, всё интересно! Нам бывалым, кто отслужил срочную, тоже интересно. В настоящих боевых частях не всякому довелось послужить, в основном оттянули лямку в службах обеспечения.
Приехали на стрельбище.
-Вольно, разойтись, ждите команды! Далеко не разбредаться!
Зашли на небольшой взгорок, что бы оглядеть окрестности. Красотища! Кругом степь и пологие сопки.
По грунтовой дороге поднимается к нам БТР с бойцами (студентами) на броне, за ним танк Т-62. БТР (кто не знает — железная коробка из брони на восьми колесах с двумя пулемётами — автобус для перевозки солдат в боевых условиях) пылит и мехводу танка не очень видно, на сколько он отстал от него. От чего мехвод поддаёт газку и танк, подпустив струю чёрного выхлопа и чуть присев на корму, нагоняет БТР. Всё бы ничего, но неопытный мехвод из открытого люка следит за дистанцией от передка танка до кормы БТРа, а что ствол орудия гораздо длиннее, видимо подзабыл! И ствол угрожающе накатывает на бойцов, сидящих на БТРе, но они этого не видят, поскольку смотрят вперед. Ситуация очень опасная, вот-вот ствол посбрасывает толпу студентов с брони под колеса БТРа или гусеницы танка! Мы принялись свистеть и кричать, махать руками, но за дальностью расстояния и рева моторов нас никто не слышал!
Но когда до опасного момента оставались мгновенья, извилистая степная дорога поворачивала, а за ней и БТР и танк проскакивал прямо, тормозил, потом поворачивал и ускорялся, чтобы нагнать и всё повторялось сначала. Ангел хранитель работал на полную катушку, а может и не один, разворачивая БТР в последнюю секунду и отводя пушку танка от спин студентов!!!
Кто быстро сообразил, понеслись бегом навстречу мини колонне, махая руками. Стоящие невдалеке офицеры, сначала не поняли куда это сорвались их подчинённые, потом некоторые из них, рванули вдогонку. Но ни кто не успел. Танк, к счастью, так и не догнал БТР и колонна остановилась у ворот стрельбища. Ангел хранитель получил орден от Владыки (я без иронии)!
В ворота железные, с надписью «СТРЕЛЬБИЩЕ» упиралась дорога, но от ворот забора не было. Так что, ворота исполняли символическую роль.
Мальчишка, мехвод лет 19, в чёрном комбинезоне выскочил из люка и приложил руку к шлемофону, но ни чего доложить не успел, скрывшись за спинами дивизионных офицеров. Нет, конечно, его ни кто не бил, но морально он получил по самое « не хочу»!
А наши институтские офицеры орали на построенный взвод студентов за несоблюдение техники безопасности, причём те, не сразу поняли, в чём их вина.
Мы на занятиях по практическому метанию боевой гранаты РГД-5. Учебные гранаты- болванки мы кидали в институтском военном городке. Надо отметить, что ощущения совсем разные, когда ты держишь в руках холодный гладкий металлический цилиндрик, способный лишить тебя жизни не самым безболезненным и гуманным образом. Граната наступательная (осколки разлетаются метров на 15- 18), поэтому послабее Ф-1 (ребристой лимонки, знакомой нам по фильмам), но всё- таки настоящая, боевая!
Упражнение простое: в левой руке за цевьё держишь автомат, в правой гранату, за несколько шагов до боевого рубежа делаешь небольшой разбег и кидаешь гранату вперёд метров на двадцать пять, в небольшой окопчик. Наклоняешь голову, чтобы каска закрывала лицо, а спереди вертикально держишь автомат, что бы он закрыл грудь ствольной коробкой, а мужское достояние прикрывал прикладом от случайно долетевших осколков. Раздаётся взрыв и ты с криком «УРА!» бежишь на этот окопчик, имитируя атаку.
Всё идёт штатно. Взвод топчется метрах в 60 от рубежа, метрах в сорока важно на табуретке сидит старший лейтенант танкист, наш инструктор на этот учебный день. Одна нога у него стоит на кромке раскрытого зелёного деревянного ящика с гранатами, на колене он в журнал записывает фамилию студента и даёт ему гранату с запалом, заставляет расписаться в получении. Дальше он смотрит, как студент всё это складывает в подсумок для гранат и начинает командовать:
- На исходное!
- Приготовиться к бою!
-На огневой рубеж!
Метнув гранату, студент подходит и сдаёт кольцо с чекой, для отчётности списания боеприпаса. Всё просто, но волнительно!
Когда выдёргиваешь чеку и сжимаешь предохранительный рычаг запала, пальцы аж белеют. Если рычаг отпустить, то с задержкой в три секунды запал сработает и граната взорвётся. На рекомендацию офицера:
- Да не дави ты на него так! - реагировать, почему-то, не хочется!
Отбросалось человек восемь. И вдруг после очередного взрыва гранаты раздаётся звонкий металлический щелчок позади бросающего.
- Не х..я себе!- удивлённо восклицает старший лейтенант, снимая каску. Все подбегают к нему и смотрят на свежую белую борозду на зелёном окрасе каски. Пошарив в траве, нашли кусочек рваного, ещё горячего, металла!
-Поняли, товарищи, студенты зачем нужна каска! - делает он нам глубокомысленное пояснение и, беря табуретку отмеряет ещё десять широких шагов в сторону от огневого рубежа.
- Конечно, убойной силы у осколка уже не было, но поцарапать моё красивое лицо он мог серьёзно!- заключает офицер, улыбаясь.
Броски продолжили. Очередной товарищ студент бросает гранату, а в ответ тишина. Он сбегал в атаку, не реагируя на команду:
- Стой!
И на вопрос старшего лейтенанта с протянутой рукой :
-Чека?
Непонимающе смотрит на него, заглядывая в его пустую ладонь.
Командиру пришлось пояснять:
- Кольцо выдернул, где оно?
Студент поворачивается и растерянно смотрит в поле.
- Так понятно! Ты не выдернул кольцо! У чеки усики разогнул?
-Да!
- Ну ты молодец! - иронично замечает лейтенант, - ты хоть видел куда упала граната?
-Правее окопчика, - неуверенно отвечает студент.
Офицер ненадолго задумался и медленно произнёс:
-То, что я сейчас буду делать вы не кому не расскажите! Это понятно!
-Так точно! - ничего не понимая, не дружно ответили мы.
Лейтенант поглубже натянул каску, зачем-то одел плащ- палатку и очки мехвода и пошёл за огневой рубеж. Петлял, осторожно ступая по траве, пока не нагнулся и медленно не поднял гранату, выдернул кольцо и резким взмахом отправил гранату в поле, где она радостно жахнула, подпустив дымку!
Когда шли с полигона лейтенант нам объяснил, что всю учебу надо было останавливать, вызывать сапёров, писать рапорта. Короче, утонули бы в разборках!
Учебный день на полигоне подходил к концу. Я вёл взвод к символичным воротам, где нас ждали грузовики, старший лейтенант танкист шёл сзади. По годам лейтенант был, пожалуй на годик помладше меня, но, по слухам, уже успел побывать в Афгане.
- Старшина, - шепнул он мне, - хочешь на танке прокатиться?
- Конечно, - радостно шепнул я в ответ.
Взвода погрузились в грузовики. Колонна ждала команду к отправлению. Я с лейтенантом подошёл к танку. Офицер обошёл машину спереди и сказал уже знакомому мехводу, что бы тот занял место заряжающего, сам нырнул в люк мехвода. Мы с солдатом полезли на башню и заняли места в люках.
- Готовы? - раздалось в шлемофоне.
- Так точно!- ответили мы.
Танк грозно завёлся и резко дернувшись, пошёл набирать скорость. Надо сказать, что по неровной полевой грунтовой дороге он катил быстрее грузовиков. Я ожидал тряски на кочках, но стальная крепость всё подминала под себя и плавно покачиваясь, неслась со скоростью степного ветра. Ощущение бурного восторга охватило меня, я чувствовал себя супергероем. Впереди под башней из открытого люка торчал шлемофон лейтенанта, справа от меня держась за крышку открытого люка сидел в черном запылённом комбезе мехвод. Чувствовалось, что он тоже дорвался до драйва! Лейтенант вваливал и вваливал по газам. Вся колонна скрылась за шлейфом пыли, поднятого танком. Ощущалось необузданная мощь боевой машины и полная свобода действий. Тёплый летний ветер бил в лицо, я, словно сидел на спине огромного сказочного зверя, низко летящего над степью! За моей спиной раскачивалась длинная гибкая антенна со щёточкой на законцовке.
Вдруг в шлемофоне слышу:
- Командир, антену, антену пригните! ЛЭП (провода на столбах) проезжаем.
Пока я соображал, что командир это я, сзади раздался сухой треск, я оглянулся и успел увидеть сноп разбегающихся молний и фейерверк искр сыпавшихся от раскачивающихся проводов. Танк, как ни в чём не бывало мчался вперёд, только мощный рёв дизеля заглушал всё! В городок мы прибыли первыми.
Мы соскочили с танка.
- Антенну пригнули, когда проезжали под ЛЭП? - спрашивает старший лейтенант.
-Ни как нет! - с тревогой отвечаю.
- Надо рацию проверить,- сказал озабочено танкист и полез в башню. Долго там ковырялся , кого-то вызывал, громко крича позывные. Потом его голова показалась в люке и он весело сказал:
- Хорошо, что рация была отключена, а то бы сожгли!
Не забываемые впечатления!
Военные летчики давно катают желающих за деньги на боевых истребителях, даже иностранцев. Почему танкисты не делают этого на танках?! Желающие, наверняка, найдутся. Денежка бы шла и популяризация танковых войск!! Так совет...
И не благодарите!
Прибыли в очередной раз на стрельбище для практических занятий по стрельбе из гранатомётов. Мы по занятиям на военной кафедре знали учебный РПГ-2 и РПГ-7. Разобрать его могли и знали как заряжать, только не стреляли.
Первый взвод ушёл на боевой рубеж, все остальные разбрелись по кучкам за границей ворот стрельбища. Разговаривали, травили анекдоты и вдруг за этим негромким балаганом неожиданно, как жахнет громом, даже землю, кажется, тряхнуло! И сразу звучит отдалённый взрыв. Кто присел, а кто и успел залечь, некоторые от неожиданности успели пробежать несколько шагов в сторону. Короче, полный конфуз! Ни кто не ожидал, что эта небольшая труба с названием «РПГ» способна так громыхнуть! Ни кто из наших «учителей» нам об этом не рассказывал, а может умышленно, ради хохмы!
Стреляли все по два раза. Из РПГ-2, он был с одной пистолетной ручкой, стрелять было прикольно, потому что стрелок мог отследить траекторию полёта гранаты до цели. Из РПГ-7, как более современного, граната летела быстрее и её видно не было, казалось мишень разлеталась сама собой!
На одном рубеже стрелял взвод нашей роты под управлением нашего майора с кафедры. Половина отгрохотали по мишеням из толи (дешёвое мягкое покрытие для крыш в СССР). Выходит очередной боец на огневой рубеж, заряжает гранату (вставляет её в трубу РПГ до щелчка). По команде «огонь» жмет на спусковой крючок и ничего не происходит. Все ещё находятся под впечатлением от первого выстрела из гранатомёта, поэтому насторожились. Студент на плече с гранатометом замер и не дышит. К нему вальяжно, с видом профессионала высшей категории по стрельбе с реактивных гранат, подходит наш майор и слегка приопустив трубу РПГ, чуть вытаскивает гранату и с усилием резко вталкивает обратно. Командует:
- По танку, дистанция (не помню какая) двести метров, огонь!
Студент несколько секунд целится и жмёт на спуск.
Остроносая, похожая на стремительную ракету, граната, нехотя, в некой задумчивости, выпрыгивает из трубы гранатомёта и в нескольких метрах от стрелка плашмя падает в траву! Боец не задумываясь, крутнувшись на месте, бросается на утёк, а за ним и наш майор. Поэтапно к ним быстренько подтянулись всё близко находившееся! Окружность, диаметром метров в сто, свободная от личного состава, образовалась мгновенно! А в центре,- уважающая себя, зелёная граната! Лишь два дивизионных офицера остались на месте. Корректно сдерживаясь от смеха, они подошли к боеприпасу, уважительно подняли его, осмотрели и унесли в отдельно стоящий ГАЗ-66 с металлическим кунгом. Ленивые гранаты оказывается тоже бывают! Вот поди ж ты, не захотела лететь и самоуничтожаться и всё тут, а может была уже с искусственным интеллектом?! (Шутка!)
Но, что накосячили наши офицеры! По их вине получил лёгкую контузию весь факультет. Что такое лёгкая контузия могу поделиться собственными впечатлениями. Когда в нескольких сантиметрах от вашей головы стартует с невероятным грохотом ракета, да ещё раза четыре за день, то в голове у вас потом стоит постоянный гул, даже в полной ночной тишине. Она слегка кружится, есть лёгкое поташнивание. Но спать ты нормально не можешь от этого гула, потому как голова, как чугунная, а в ней постоянно: «Уууууууууууу!» и так три дня! Ни кто ни чего нормально не слышал. Всё орали, как умалишённые. Сзади хоть на танке подъезжай, не услышат! На построение приходилось всех выгонять дёрганьем за рукав и жестом руки показывать направление движения! Когда ни кто из толпы ничего не слышит- это сначала веселило, потому как все похожи на «слетевших с катушек», но потом становится не до смеха. Поэтому, видно слегка перетрухав, наши наставники в следующий раз поделились солдатской мудростью с нами -затыкать заранее уши ватным тампоном и при выстреле из РПГ открывать рот. Это сейчас вижу по телевизору у гранатомётчиков специальные наушники и очки, а тогда как-то тампоном в ухо обходились! Поэтому при следующих стрельбах из гранатомёта особо желающих пальнуть не было, хотя мишени от попадания гранаты разлетались эффектно!
Прибыли на танковый полигон для учебного вождения на БТР- 60ПБ. У этой бронированной махины с восемью ведущими колёсами, размером с полмужика каждое; весом под десять тонн и длинной почти восемь метров, стояли два бензиновых форсированных движка ГАЗ-49. Кто помнит грузовичок- полуторку шестидесятых годов ГАЗ-51, вот от него, мощностью 70л.с.! Может ещё новые они и могли как-то разгонять этот танк на колесах, но у нас были учебные БТР-60УБ, т. е. которые усиленно эксплуатировались, для обучения личного состава вождению, круглый год, поэтому были в предсмертном виде. Бодро выглядела только белая цифра 13 на его борту. А следил за их техническим состоянием девятнадцатилетний пацан срочной службы, который трактор то на гражданке видел два раза, причём сразу за тремя БТРами!
Поехали!
Студенты водилы, тоже были ещё те! Хоть водительские права мы получили на третьем курсе, но практический опыт вождения имели единицы.
Залажу через люк в крыше на водительское сиденье, обзор даже с открытыми бронешторами - не очень. Инструктор у меня мой однокурсник, который имел опыт вождения со срочной службы. Один движок с хрипом , но завёлся. Второй - ни в какую! По ТТХ (тех. характеристикам) БТР должен ехать и на одном моторе, если второй подбили, но, видимо, не наш!
Сбегав в корму, где размещался моторный отсек, мой коллега подкачав бензин, кое- как запустил второй двигатель и мы потихоньку поползли. По ровному участку нам даже удалось его разогнать километров до 40. Но потом температура воды (это и есть охлаждающая жидкость) поползла вверх, пришлось притормозить. На повороте вообще останавливаюсь, завидев белый платок капитулянства, торчащий из придорожных кустов. Видно видок у нас действительно был боевой!
Из придорожных зарослей вылазит студенческая братия с пакетами в руках. Разведали, что дальний конец полигона находится рядом с какой-то деревней, где есть магазин, на одном БТРе приехали туда, затарились едой, а возможно и не только ей, а с нами поехали обратно. Нашли, блин, маршрутку!
Хоть по технике безопасности в учебном транспорте могут находиться только трое (инструктор, курсант и сменный курсант) набилось человек девять. Едем дальше по плану движения...
Вижу поворот и крутой затяжной подъём, пытаюсь по совету инструктора, да и сам понимаю, разогнать этого бронированного толстяка, но он размяк и хоть громко ревел обоими моторишками, сильно не преуспел и вполз в подъём без особого разгона. Естественно мощности стало не хватать, несмотря на то, что я чуть не продавил бронированный пол, выжимая педаль газа. Давай я на подъёме переключаться на пониженную передачу, но не успел, поскольку наш «старина» быстро потерял скорость и остановился. Как я не старался воткнуть первую передачу, коробка скрипела, но скорость не втыкалась. И эта махина начала потихоньку ползти вниз. Когда мне удалось воткнуть первую передачу, очевидно от волнения сильно быстро отпустил педаль сцепления и двигатели заглохли оба! Все мои усилия давления на педаль тормоза, результатов особых не дали. Выдернул рычаг стояночного тормоза, но он не держал! В колёсах что-то щёлкало, и БТР после каждого щелчка сползал по мягкому грунту на несколько сантиметров вниз.
Поскольку всё-таки на гору мы успели забраться достаточно высоко, я с ужасом представил, как нас понесёт кормой вперёд под гору. Особенность этой машины - это пологие, для рикошета пуль, борта и шишка башни пулемёта на крыше, поэтому если она начнёт переворачиваться, она не ляжет на бок или на крышу, а будет совершать оборот за оборотом, пока не станет на колёса.
-Вылазте быстрее, долго я не удержу!- с напряжением выдавил я. Моя задница уже не касалась сиденья, я плечами упирался в спинку и изогнувшись дугой давил на тормоз изо всех сил, даже нога от перенапряжения начала вибрировать!
Никто не пошевелился, чёртовы оптимисты!
Спас дело инструктор. Поскольку педали были дублированы и у него . Он у себя зажал педаль тормоза и велел мне выжать сцепление, БТР быстрее стал двигаться назад, но он повернул флажок стартера и о чудо! Оба моторчика завелись. Я газанул и медленно стал отпускать сцепление, бронированный автобус подрагивая и сотрясаясь пополз в гору! Запахло сжённым сцеплением, салон заволокло сизым дымом, но мы выбрались на вершину сопки!
Там щёгольский офицер, не давая мне перевести дух, махнул флажком, показывая мне въезд на эстакаду ( два узких бруса на высоте с метр, по которым надо проехать и не слететь). Я прицелился, выровнял БТР и сжав руль, чуть ли не зажмурился. Прикол в том, что эту эстакаду после подъезда к ней метров на пять с места водителя уже не видно, даже когда едешь по ней, поскольку она не очень длинная.Что бы снова не заглохнуть поддал газку и через лобовое стекло увидел небо, потом горизонт, потом всё заслонила земля. Мы удачно проскочили эстакаду и ринулись с сопки вниз.
Желая переключиться на пониженную передачу, я промедлил и воткнуть её уже не успел, БТР всей своей массой начал разгоняться по склону, тормоза посвистели, но даже не попытались замедлить его бег. При включенной нейтрали у него не работает гидроусилитель руля ( техническая особенность), а повернуть четыре рулевых колеса получается не лихо. Впереди, на конце спуска, поворот и я напрягаясь пытаюсь повернуть руль, что бы не влететь в овраг. Понимаю, что сил не хватает, ору :
- Держитесь!
Но в этот миг инструктору удаётся воткнуть четвёртую передачу и усилитель резко заработал, но так как усилие на руле было большое, колёса повернули резко. БТР от крутизны поворота накренился , левый борт оторвался от земли и четыре колеса повисли в воздухе, а правые четыре колеса описав дугу по кромке оврага, вырыли глубокий шурф в мягком грунте. Все «пассажиры» перекатились на правый борт. Как только мне удалось крутнуть руль обратно, что бы избежать переворачивания- студенческая масса перекатилась назад, к левому борту! БТР, грохнувшись на все восемь колёс, помчался по целине, взлетая на кочках, как корабль в жуткий шторм! Дорогу сразу я не успел поймать. Тут, оптимисты наконец поняли с каким водителем они связались, и начали орать:
-Останови! Останови! Злое..чий водила!
Для остановки я нашел небольшой бугорок и направил броневик на него. БТР плавно наехал на него и остановился. Поскольку внутренности боевой машины внутри "поролоном не оббиты" и торчат по бортам разные кронштейны для крепления оборудования и снаряжения и другие штыри и железяки, то можно было предположить, как чувствуют себя бока незадачливых пассажиров! Все вылезли на броню, кто сел возле колёс на траву и закурили... Прыгали кузнечики, летали шмелики, пахли одуванчики, дул прохладный ветерок. Хорошо!
По дороге спустился БТР номер двенадцать, он тормазнул, из командирского люка высунулась голова нашего майора и зычно гаркнула:
- Это что ещё за перекуры, а ну по машинам и на финиш!
Цепочка студентов, прикрываясь корпусом БТРа номер тринадцать, прихрамывая и держась за бока, быстро поковыляла в направлении расположения, а мы с инструктором полезли в машину. Осторожно, уже без приключений, добрались до финиша. Доложили о неисправности и инструктор погнал нашего «толстяка» в парк.
На следующий день, увидев БТР №13 на линейки готовности, я шарахнулся от него, как черти не бегают от ладана!