Тоталитарное общество – общество, которое осуществляет тотальный контроль над всеми гражданами. В таком обществе люди теряют индивидуальность. Государство давит на них со всех сторон – оно указывает, что делать, что смотреть, что есть, как думать. Человека загоняют в узкие рамки правил, которые должны неукоснительно соблюдаться. А если у кого-то хватит ума, силы воли и желания выйти за пределы правил, то такого человека жестоко покарает бездушная машина тоталитарного общества.
Кажется, что описание тоталитарного общества похоже на идею для фантастического фильма антиутопии - "Эквилибриум",например, но, к сожалению, подобный этап в своей истории проходили или проходят многие государства на нашей планете. Одним из современных примеров можно назвать Северную Корею, страну, которая живет в своем замкнутом мире и которой правит настоящий диктатор.
В истории России были времена, о которых можно сказать – тоталитарное общество. Во многом это связано с эпохой правления Сталина и послесталинского периода. В литературе есть немало произведений, авторы которых постарались рассказать об этой больной и когда-то запретной теме тоталитарного общества и его порядков.
Одним из самых ярких представителей писательского сообщества, центральной темой которого стали именно реалии тоталитаризма, был А. И. Солженицын. В своих известных на весь мир книгах – «Архипелаг ГУЛАГ», «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича» и многих других – автор как никто другой с потрясающей художественной силой и выразительностью описал все ужасы тоталитаризма и судьбы человека в таком суровом мире.
«Матренин двор» - книга, в которой рассказывается о беспощадной и жестокой судьбе маленького человека в эпоху тоталитаризма. Писатель дает точную дату событий этого рассказа на реальной основе – 1956 год. Прошло три года с момента смерти Сталина, но его тяжелое наследие будет еще долго влиять на человеческие судьбы.
Простая русская женщина Матрена – одна из тех, на которых держится мир. Она всю жизнь трудилась на благо государства, ничего почти не нажив на старости лет. Матрена всю жизнь работала, всем помогала от чистого сердца, ничего не требуя взамен. Она не думала о пенсии, покорно и безропотно работая для своего удовольствия. Многие пользовались ее трудолюбием, часто в корыстных целях, но когда помощь нужна была ей, никто ей не помог. Женщина умерла, а соседи и родственники думают только о том, как разделить ее имущество.
Человек оказался просто перемолот системой тоталитаризма. Человек, как личность тут не важен. Важен вклад человека в общую систему. Он словно винтик механизма. Если сломается, то просто его меняют на другой. И это печально и страшно.
Понятно, что cуть этого тоталитарного общества в том, что оно подавляет в себе все стремления человека развиваться. Он вынужден морально деградировать, иначе его тут не примут. Это злая и беспощадная действительность тоталитаризма.
Люди скованы рамками условностей и следуют им. Общество не позволяет им расправить крылья, оно уравнивает всех в правах. Еще в 20-е годы 20 века Евгений Замятин в своем фантастическом романе «Мы» описал похожий мир, где у людей нет личности, и все живут, как детали единого целого механизма. А все проявления индивидуальности жестоко наказываются.
Роман Замятина стал одним из первых произведений о том, какую опасность несет в себе тоталитарное общество. Книга была написана в период военного коммунизма, когда страна вставала с колен после Гражданской войны и нужны были все силы, чтобы восстановить ее. Для этого правительство вводило жесткие правила, обрекая всех граждан на подчинение и тоталитарные рамки.
Замятин заглянул в будущее подобного общества, и то, что он там увидел, кажется настоящей антиутопией, социальным апокалипсисом.
Замятин писал фантастическое произведение, но уже спустя несколько лет после публикации многое из его книги стало сбываться. СССР превратился в тоталитарное государство и благополучие страны полностью зависело от того, чтобы все люди были как единый механизм.
Конечно, это чудовищная ситуация, которую не могут оправдать даже самые благие цели. Люди живут для того, чтобы развиваться, становится лучше, приносить другим пользу своим трудом. Все люди разные, индивидуальные, каждый – бесценен в своей индивидуальности, но рамки тоталитарного государства стригут всех под одну гребенку.
Тоталитарному государству не нужны личности, потому что за ними сложно следить, они будут всегда мешать четко отлаженной схеме и системе. Поэтому в таком обществе нужны простые винтики-исполнители навязанной воли, простые, предсказуемые, стабильные люди.
Конечно, такое общество обречено на гибель, рано или поздно, но даже на примерах современного мира мы видим, что во многих странах власти начинают «затягивать гайки» в обществе, стремясь получить больше власти и прав над гражданами.
Электронные средства уже позволяют следить за людьми в режиме онлайн. Власти принимают законы, которые ограничивают людей. Им выгодно иметь тех, кто будет жить по четко установленным правилам, не внося никаких проблем.
Может быть такой мир и удобен для государства, но не будем забывать о том, что первую очередь общество должно быть основано на гуманизме, уважительном отношении к личности, к людям, к их стремлениям и праву на свой выбор.