- Тебе не суждено! - слышит Лоретта всякий раз, когда в её жизни появляется намёк на счастье. В 28 она вышла замуж. Но они не венчались. Просто расписались в мэрии. Не было ни торта, ни застолья. И отец не вручал её жениху. И вот невезение - спустя 2 года муж попал под автобус. В свои 37 Лоретта (Шер) живёт в родительском доме.
Вот, почему в канун Рождества, когда Нью-Йорк полон огней, прохожие с елями наперевес, лошади в красных колпаках - она спешит на работу, не видя ничего вокруг. У нее туннельное зрение неудачницы.
Но Лоретта не знает, что в Метрополитен-опера уже поставили афишу Богемы - самой рождественской оперы Пуччини. И огромный автобус Метрополитен-опера пересек ей дорогу...
Лоретта не замечает знаков судьбы, как не заметит потом кафе с надписью Луна и рассказ старушки, у которой сестра увела когда-то любимого мужчину.
... Маленькая Италия Бруклина живёт в ритме тарантеллы. Здесь все друг друга знают.
Ходят в свои магазины, храмы, рестораны, похоронные бюро, где Лоретта, собственно, и работает бухгалтером. Привычка к цифрам сделала её здравомыслящей. Рациональной. Для мужчин она давно - рассудительная мамаша.
Когда один из них, все же делает ей предложение, Лоретта готова на все, лишь бы на этот раз отогнать сглаз и невезение.
Хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах. Ведь именно сейчас над городом поднимается огромная луна.
БЕлла лУна! - как говорит дедушка Лоретты - приводит женщину к мужчине. А его сводит с ума. Именно такая соединила когда-то, безумно влюбленных родителей Лоретты, а сейчас пытается их разлучить.
В общем, ровно за месяц до свадьбы, Лоретта встречает брата жениха Ронни (Николас Кейдж), которому можно жарить, хоть сто ростбифов в день. Его этими мамашиными штуками не проведешь.
Ронни однолюб, романтик и мечтатель. В его доме книги, портрет Верди, он без ума от оперы. Здесь звучит ангельский голос Ренаты Тебальди - великого лирического сопрано XX века - Мими из оперы Богема.
... Лоретта и Ронни падают в страсть, как подкошенные, чувствуя: только сейчас живут по-настоящему. И в этой страсти сгорают все благие намерения Лоретты.
На встречу с Ронни - за кадром звучит тема Кармен - в Метрополитен-опера приходит другая женщина.
И дело не в новом платье. И прическе, сделанной в салоне Синдерелла (Золушка). В Лоретте проснулась Женщина, о которой она не подозревала.
Можно ли найти лучший фон для любви? Метрополитен-опера с фресками Марка Шагала. На сцене герои Богемы. Над ними... полная луна. Все знаки сливаются в единую взлетную полосу...
Но главное - Ронни плевать на невезение! "Буду ли я гореть в аду. Будешь ли ты гореть в аду - мне все равно...
... Потому, что я люблю. Не как в книгах. Все книги чушь. В мире только снежинки совершенны. От любви не становится легче. Она все разрушает, разбивает сердца. Мы здесь, чтоб вредить себе и любить не тех", - говорит он...
Ну, а дальше вы знаете. Или узнаете, когда посмотрите фильм.
Конечно, по законам рождественской истории, пережившие кризис родители Лоретты, остаются вместе. И в финале звучат "Ти амо! " - я люблю тебя! И "Алла фамилия" - за семью! И смотрят на всех с древних фото - прекрасные лица их предков...
Для рождественской сказки фильм полон эпических вопросов: можно ли отказаться от мечты о счастье? Как приманить его - разумом или сердцем? Тем, что удержался от искушения или провалился в него как в кислородную ванну? Что такое, любить слишком сильно? Почему мужчине недостаточно одной женщины? Чего больше в родительской любви: она даёт или отнимает? Как принять надвигающуюся старость? И каково это, быть старым для самого себя?
Фильм включён в десятку самых романтичных американских кинолент и получил 3 Оскара. В том числе за лучший сценарий - первый сценарий Джона Патрика Шэнли.
Пятый ребёнок в большой ирландской семье, где родители были слишком измотаны, чтобы любить, Шэнли хлебнул морской пехоты во Вьетнаме, работы лифтером, маляром, сборщиком мебели и барменом, прежде, чем его пьесы стали переводиться, повсеместно ставиться. И получили Пулитцеровскую премию. Джон Шэнли живёт на Манхеттене, в районе, где его соседями могли быть Гершвин, Фицджеральд и Барак Обама. Его лунная сказка - мантра о семейном счастье, которую он визуализировал, но так и не воплотил.
Зато у режиссёра картины, ветерана Второй мировой Нормана Джуисона семейная жизнь удалась. В большой кинематограф молодого канадца пригласил легендарный Тони Кертис - саксофонист из фильма "В джазе только девушки" . За долгую карьеру Джуисон впервые экранизировал мюзикл "Иисус Христос Суперзвезда," "Скрипач на крыше". Во времена холодной войны снял комедию "Русские идут! Русские идут!", показав нелепость американо-советского противостояния.
В лунную комедию Норман привнес шарм, подлинность итальянского быта с его чадолюбием, дружескими связями, преданностью традициям. И точность человеческих типажей.
Вспомним итальянских стариков, перемывающих кости живым над могилами усопших.
Уморительно сентиментальных официантов в ресторанчике Grand Ticino.
Американскую семейную пару, пораженную необходимостью выложить 10 тысяч$ за новые трубы в ванной.
При том, что актерский состав многонационален, большинство - первоклассные театральные актёры, сделавшие карьеру на Бродвее.
Так, именем блистательного Винсента Гардения (отец Лоретты) назван один из бульваров Бруклина, в районе 16 авеню, где он жил. Прощальный привет другу посвятил Роберт де Ниро.
Аутентичный дедушка Лоретты - сын великого русского баса Фёдора Шаляпина и итальянской балерины Иолы Торнаги. Оставив вместе с отцом послереволюционную Россию, Фёдор Шаляпин-младший снискал славу в Голливуде, сыграл Цезаря в фильме Феллини "Рим". На роль деда его благословил Шон Коннери, предупредив: "Шаляпин перетянет на себя все шоу! ".
Потрясающая Олимпия Дукакис (мать Лоретты) получила Оскар за женскую роль второго плана.
Наконец, и самой Шер достался заслуженный Оскар.
Ее выразительные крупные планы и красивейшие сумеречные съёмки - заслуга британского оператора Дэвида Уоткина. За новаторство в работе со светом его сравнивают с голландским живописцем Вермеером.
В общем, для феминистской Америки, загипнотизированной карьерой, потреблением и глобализацией, итальянская семейная история на фоне старых снимков и буфетов, словно глоток живой воды.
... Ты можешь быть 100 раз правильным и ждать идеального счастья, но фокус в том, что ничего идеального нет. Даже с лучшими бронзовым трубами что-то случается. А раз совершенство недоступно, по крайней мере будь живым здесь и сейчас. Влюбляйся, пока влюбляется! Даже, если ли ты профессор речевых коммуникаций и у тебя с ними полный швах, все равно влюбляйся. Пока жив... Думаю, таков смысл фильма.
Но почему на финальном фото у Ронни грустный, потерянный вид? Случайность это? Как по-вашему?...
Цитаты из фильма:
Джони Каммарери, мне не нравится как он смеётся, где его зубы, что он скрывает?
Это временно! Все временно. И это не оправдание!
Да, эти трубы стоят денег. Но они СТОЯТ денег, потому, что экономят деньги.
Пока можно, не поздно.
Она поставила его на колени, он погубит костюм!
Никогда - это слишком долго.
Каким хорошим холостым клиентом он был эти 20 лет!
Я гений! Да, ты варишь хороший кофе.
- Со временем ты поймёшь - это к лучшему!
- Со временем ты умрёшь - а я приду на могилу в красном платье!
Смерть отошла от неё, она встала и начала готовить еду. Она съела столько, сколько и свиньи не едят. Невероятно!
- Чудес в наше время не бывает!
- Значит на Сицилии наше время ещё не наступило...
Лоретта, ты любишь его? Да, мама, безумно! Это плохо.
Не надо гадить, где ешь!
В том и состоит прелесть брака: можно спать с женщиной и ни о чем не беспокоиться!
Кто умер? Никто не умер. Лоретта выходит замуж. Опять!?!