В 1970 году мы переехали в знаменитый дом "на курьих ножках" у метро ВДНХ из нашего окна открылся прекрасный вид на ВДНХ и на один из главных символов ушедшей уже страны скульптуру Веры Мухиной "Рабочий и колхозница". За эти пятьдесят лет вид из окна изменился, главный символ эпохи тоже слегка переехал, но все так же колхозница тычет серпом в наше окно. И потому я решил рассказать вам эту историю.
Эта история началась в 1935, когда в Советском Союзе стали готовиться к всемирной выставке в Париже в 1937 году. И есть замечательная книга О.П. Вороновой "Вера Игнатьевна Мухина" из серии "Жизнь и искусство", выпущенная издательством Искусство в 1976 года. Я приведу из нее несколько цитат.
В 1937 году Советский Союз принимал участие в Международной выставке в Париже. Выставка должна была стать грандиозной – ей было отведено сто гектаров по обеим берегам Сены, от дворца Трокадеро до Высшей военной школы. В Советском Союзе к ней готовились еще с осени 1935‑го; архитекторы, оспаривавшие друг у друга право постройки павильона, ездили в Париж, изучали предназначенное для него место.
В этом соревновании победителем оказался Борис Михайлович Иофан. Его проект был торжествен, и содержателен, и декоративен. Архитектура, скульптура и инженерное мастерство выступали в нем как равноправное триединство; недаром, Иофан окончил не только Институт изящных искусств, но и римскую Школу инженеров.
Собственно Борис Иофан и придумал идею этой знаменитой скульптуры - рабочий и крестьянка, скрестившие серп и молот. И был конкурс на создание скульптуры, в котором Вера Мухина и победила.
Скульптуру было решено делать из нержавеющей стали, хотя до этого такой опыт в мире был один - это знаменитая статуя Свободы в Нью Йорке. И хотя Рабочий и колхозница высотой всего 24 метра, а статуя Свободы 43, никто не знал как сделать такую конструкцию за несколько месяцев.
Выход нашел Петр Николаевич Львов, главный инженер ЦНИИМАШ. «Вы могли бы сделать фигуры в метр шестьдесят за месяц?» – «Да, могу». – «Хорошо, тогда я берусь увеличить скульптуру сразу в пятнадцать раз». – «Это рискованная вещь. Ведь тут каждая мельчайшая ошибка тоже увеличивается в пятнадцать раз». – «Ничего, можно исправить по деревянной форме».
«У нас возникает новая наука – наука статуестроения», – восторженно говорила Вера Игнатьевна. – Львов – пионер в этой области. Львов – архитектор‑творец, инженер, конструктор, сварщик, изобретатель. Придумал машину, чтобы сваривать вагоны. Получил орден Ленина. Можно прибавить, что он же изобрел агрегат для точечной электросварки тонких стальных листов; при его помощи и сваривали скульптуру «Рабочий и колхозница».
«Статуестроение», как всякая наука, требовало многих служителей, и Мухиной помогали десятки людей. Основной каркас выполнил завод «Стальмост», а блоки оболочки и монтаж статуи – завод Центрального научно‑исследовательского института машиностроения.
Мухина еще работала в мастерской над моделью, а инженеры уже рассчитывали все детали будущего увеличения с эскиза. Нельзя было терять ни часа, и Вера Игнатьевна знала: даже если что‑то покажется в эскизе неверным, неудачным, все равно она не имеет права изменять его.
Так и получился всемирно известный павильон СССР на выставке в Париже, про который говорил весть мир.
После выставки было решено вернуть скульптуру в Москву и установить не далеко от Северного входа на ВДНХ. Такой я и увидел эту скульптуру впервые из окна нашего нового дома в 1970 году. Пьедестал был низким и перед ним для создания иллюзии высоты был небольшой пруд, в котором мы в детстве жарким летом любили плескаться. Перед Московской олимпиадой 1980 года скульптуру впервые реставрировали, она была вся в лесах. Все тогда было просто, забора не было и замки на дверях были давно сорваны и мы с друзьями поднимались до самого молота от постамента по шатким лесам. Мои мама с папой об этом так никогда и не узнали, к счастью для них. Но про слово, которое я написал жирным углем на самом молоте я рассказывать вам не буду.
Но самое интересное началось в 2007 году, когда мэр Москвы Лужков решил не просто отреставрировать знаменитый символ, но и вернуть его на вершину павильона СССР на выставке в Париже. И началась стройка. Но скульптуру не реставрировали, ее создали заново по тем же чертежам и лекалам (как нас уверяли). Получилось в целом не плохо, так что теперь у меня из окна другой вид. Весь процесс мы тоже наблюдали и теперь я делюсь этими кадрами, что стали уже историей. Сам монтаж происходил 28 ноября 2009 года, а открыли скульптуру заново и музей в павильоне на не состоявшийся день города 2010 года.
В 2017 году этот павильон передали ВДНХ и теперь там проходят регулярные художественные выставки, а иногда случаются интересные концерты.