Найти тему
Никита Смагин

Ассорти пейзажей Ильи Глазунова

Завершаю серию материалов о впечатлениях и ассоциациях, которые вызвали у меня картины Ильи Глазунова. Сегодня — подборка различных природных образов.

Русский романс. 1999 год.
Русский романс. 1999 год.

Обрамление из огненно-осенних ветвей деревьев, словно полутворённая дверь, приглашает насладиться панорамой водоёма. Я сам люблю такие ракурсы при изображении прудов и рек, когда сначала ты упираешься взглядом в стену леса, а затем вдруг расстилается ковёр водной глади. Этот приём я часто переношу в своё творчество в видеосюжетах.

Перед нами — пример настоящей фразировки ландшафта, когда выделены интонации всех элементов пейзажа. Вольная пластичность ветвей, меланхоличные краски, проглядывающие в осеннем убранстве дальнего берега, и вода — вся картина исполнена тишины и отрешённости.

Вид Кирилло-Белозёрского монастыря с Фаворской горы. 2004 год.
Вид Кирилло-Белозёрского монастыря с Фаворской горы. 2004 год.

Вновь глубокий вздох панорамы раздувает вдохновение художника, и вновь именно осенняя природа становится источником очарования. Свет пересекается тенями деревьев и ложится драгоценной росписью на бескрайние луга. Облака, словно сбитые сливки, дарят последний импульс отцветшему лету. Испытываешь невыразимый восторг от созерцания этих неоглядных далей, от вольного ветра, который рябит поверхность воды, и от заливистого звона колоколов, который явственно слышится в этой картине.

На мосту. 1986 год.
На мосту. 1986 год.

Как хороший актёр, река перевоплощается в совершенно другой образ в городских декорациях. В художественном аспекте она представляет собой отдушину для каторжников городской жизни. Один взгляд на эту панораму — и в затхлую атмосферу серых будней врывается свежая струя природы. Диссонансом в этом окружении является автомобиль, который стремглав несётся мимо этой красоты. Но люди, охваченные эмоциями,т едва ли даже его замечают.