• Сердце Барсы. Саграда Фамилия, Храм Святого семейств, возведенный по проекту знаменитого каталонского архитектора Антонио Гауди. Удивительное, полное символики здание. Церковь Саграда Фамилия – грандиозный храм, посвященный Иисусу Христу и Святому Семейству. И одновременно – самый узнаваемый храм мира. Строить его великий Антони Гауди начал в 1883 г. По конструкции Саграда Фамилия – пятинефная базилика с широким трехнефным трансептом. Длина вместе с апсидой – 95 м, протяженность трансепта – 60 м. Гауди начал работать над храмом Саграда Фамилия в 1883 г. И по его первым наброскам церковь должна была быть совершенно другой. Со временем храм как будто эволюционировал. Вот, например, башни восточного фасада, которые давно уже стали символом Барселоны. В самой первой модели их было 12, и они были прямоугольными. Но со временем Гауди пришел к форме правильного параболоида. А так как каждая из 12 башен посвящена одному из апостолов, то их навершия стали напоминать епископские митры. И так почти с каждым элементом. Так что паузы в строительстве вызывало не только безденежье, но и желание самого Гауди добиться абсолютного результата.
Сначала Гауди хотел закончить Саграда Фамилия за 18 лет. И планировал истратить 360 000 песет. Однако искупительный храм строили исключительно на частные пожертвования. И поскольку их постоянно не хватало, сооружение растянулось на многие годы. А когда архитектора упрекали в долгострое, зодчий повторял: «Мой заказчик никуда не торопится». Фасад Рождества смотрит на восток. И в этом есть символический смысл. Каждое утро Рождественский фасад встречает самые первые лучи восходящего, только что родившегося солнца. Гауди начал строить Саграда Фамилия с восточного фасада, отчего вызвал не самую доброжелательную реакцию горожан. Им не понравилось, что Рождественский фасад смотрит не на центр Барселоны, а обращен к окраинам. Барселонцы даже просили Гауди изменить проект. Но архитектор отказался что-либо переделывать. В целом Рождественский портал Гауди закончил к 1900 г. Но и башен тогда еще до конца не было, и над скульптурой мастер продолжал работать до самой своей смерти. Фасад Рождества церкви Саграда Фамилия посвящен Иисусу – Сыну Божиему и Сыну Человеческому. Его появлению на свет и жизни до начала служения. Гауди рассказывает тут, как именно Бог становится человеком. То есть объясняет верующим мистерию инкарнации. Каждое утро солнечный свет сияет на Рождественском фасаде: это и радость жизни, и радость творения, и счастье рождения.
⠀
•Готический квартал.
Так называемый Old City, средневековые каменные дома, узкие улочки, типичные тапас бары, сувенирные лавочки, модные рестораны и клубы. Старинные каменные дома XIV-XV вв. разделяют узкие улицы, на первых этажах зданий располагаются традиционные тапас-бары. Есть здесь и современные магазины, модные рестораны и клубы. Там же находятся собор Святого Креста и Святой Еулалии, Мост вздохов и площадь Иакова, где сейчас а находится городская мэрия.
⠀
•Гора Монжуик.
Холм Монтжуик расположен в южной части Барселоны, недалеко от торгового порта. Но жители Барселоны именуют холм Монтжуик горой; его название так и переводится со старокаталонского – «Еврейская гора» (Mont juïc). Сейчас здесь шумят сады, зеленеют аллеи, проходит множество прогулочных троп, а когда-то на склоне горы было еврейское кладбище. Название Монтжуик появилось, вероятно, в 1 веке н. э., когда в городе появились евреи. Благодаря удобному расположению эта гора всегда играла стратегическую роль в жизни города. Именно эту возвышенность за несколько веков до н. э. выбрали для поселения кельто-иберы. Пришедшие сюда карфагеняне в 237 году до н. э. основали на равнине город, который назывался Барсино, в честь знаменитого полководца античности Гамилькара Барка (отца Ганнибала), который разбил свой военный лагерь на узкой береговой полосе у подножья горы, а на самой горе устроил жертвенник богам. "Барцино" означает «Молниеносный", так называли Барку за скорость передвижения его армий. Далее местность переходила из рук в руки: римляне, вестготы, мавры, мусульмане, христиане. Во время многочисленных войн город подвергался атакам. Для защиты в 1640 году на вершине горы была построена крепость, бастионы которой много лет использовались для обороны Барселоны от нападений с моря и суши. Постепенно защитные функции крепости были утрачены, и Монтжуик в XX веке превратился в общественный парк, самый крупный не только в Испании, но и во всей Европе. Это место было выбрано для проведения в 1929 году Всемирной выставки, а в 1992 году для проведения Олимпийских игр.
⠀
•Национальный музей искусства Каталонии
Дворец Nacional, построен по проекту архитектора Педро Сендоя Оскозом в необорочном стиле. В музеи собраны шедевры эпохи Возрождение, барокко, совоеменного искусства. Перед музеем -поющий Магический фонтан.
⠀
•Парк Гуэля
Парк Гуэль получил свое название в честь Эусеби Гуэля – каталонского бизнесмена, которого мы с вами помним по нашей первой остановке во Дворце Гуэля. По его заказу Гауди выполнил несколько архитектурных работ. В данном случае Гуэль и Гауди задумали проект создания жилого комплекса и сада в английском стиле в богатом квартале, выстроенном для каталонской буржуазии. Однако этот проект ожидал полный коммерческий провал. И, хотя работы по обустройству зон общественного пользования продолжались вплоть до начала Первой мировой войны, наследники Гуэля после его смерти продали парк муниципалитету Барселоны.
Строительство парка Гуэль относится к расцвету натуралистического этапа творчества Гауди, поэтому здесь можно обнаружить множество позаимствованных у природы творчески переосмысленных элементов. В структуре парка можно выделить несколько областей: центральный вход, лестницу ящера, площадь Природы, Виадук с жардиньерками, Виадук Альгарробо» (рожкового дерева), Музейный виадук и музей Гауди.
Комплекс главного входа составляют два павильона, между которыми находятся железные ворота и парадная лестница, ставшая одним из символов Барселоны. На ней установлена статуя ящерицы, которую часто путают с драконом. Лестница ведет в гипостильный зал, известный как Зал Ста Колонн. Он был задуман как пространство для местного рынка, но в настоящее время не имеет практического использования. Над залом ста колонн находится главная терраса парка, по периметру которой установлена причудливая изогнутая скамейка в форме змея, полностью покрытая мозаикой. Отсюда открывается прекрасный вид на город. Виадуки парка Гауди спроектировал так, чтобы обеспечить возможность передвижения в экипаже. Виадук с жардиньерками построен в романском стиле, Виадук рожкового дерева – в стиле барокко с колоннами в форме волны, а Музейный виадук – в готическом стиле. Особняк, в котором сейчас располагается дом-музей Гауди, был местом проживания архитектора практически вплоть до самой его смерти, хотя строился он для целей демонстрации квартала будущим покупателям. Здесь сохранилась большая коллекция созданной Гауди мебели, а также различные предметы и работы некоторых его сподвижников.
•Ла Рамбла
Улица Рамбла простирается от монумента Кристофера Колумба до площади Каталонии. Улица напоминающая Арбат и Невский, где уличные музыканты и живые статуи, может люди не играют в шахматы на лавочке, зато пьют сангрию.
Бульвар Лас-Рамблас появился Лас-Рамблас еще в Средние века. Тогда Барселона была классическим городом с оборонительными стенами и рвами с водой. А западная стена шла как раз вдоль реки. Точнее, вдоль русла пересыхавшей летом реки. Потом по этому руслу проложили улицу и назвали ее на арабский манер – «Рамбла», что, собственно, и означает – «улица, проходящая по высохшему руслу реки». В XVIII в. крепостную стену снесли, оставив для памяти лишь фрагменты, а Рамблу расширили.
Весь бульвар Лас-Рамблас – это пять связанных, словно звенья цепочки, улиц. У каждой – свое название. Но в каждом названии обязательно есть слово «рамбла». Итак, с севера на юг (то есть от площади Каталунья к морю): Рамбла-де-Каналетес (Rambla de Canaletes), Рамбла-дельс-Эстудис (Rambla dels Estudis), Рамбла-де-Сан-Жозеп (Rambla de Sant Josep), Рамбла-дельc-Капучинс (Rambla dels Caputxins) и Рамбла-де-Санта-Моника (Rambla de Santa Mónica).