Найти тему
MAD TOSBY

Быть свиньёй — не приговор!

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

«Нас­то­ящий фильм рас­ска­зыва­ет об од­ной свинье по клич­ке «алая», ко­торая во имя сла­вы, люб­ви и бо­гатс­тва сра­жалась с воз­душны­ми пи­рата­ми над Сре­дизем­ным мо­рем в эпо­ху гид­ро­само­лёта»

Ха­яо Ми­яд­за­ки очень дол­го ос­та­вал­ся яв­ле­ни­ем ис­клю­читель­но япон­ским. Филь­мы Ми­яд­за­ки, на­рисо­ван­ные до на­чала 2000-х, мог­ли снис­кать ус­пе­ха лишь у япон­ских зри­телей. И то не всег­да. Про­вал в про­кате — не­ред­кое для сту­дии «Гиб­ли» яв­ле­ние. Но на­чиная с «Уне­сён­ных приз­ра­ками» (2001) в Ми­яд­за­ки вне­зап­но уви­дели ве­лико­го ху­дож­ни­ка. Пос­ле­дова­ли но­вые ус­пешные про­ек­ты, а так­же про­кат ста­рых филь­мов за пре­дела­ми Япо­нии.

Фильм «Пор­ко Рос­со» (1992) в своё вре­мя не по­лучил дол­жно­го вни­мания. Шес­тая по счё­ту кар­ти­на ре­жис­сё­ра не смог­ла мно­го за­рабо­тать в про­кате, хо­тя по­лучи­ла ряд не­боль­ших наг­рад в Япо­нии и за ру­бежом. «Пор­ко Рос­со» — не са­мый тра­дици­он­ный и не са­мый вос­при­нима­емый фильм Ми­яд­за­ки. В от­ли­чие от ми­лей­ше­го филь­ма «Мой со­сед То­торо» (1988) и фи­лиг­ранной кар­ти­ны «Уне­сён­ные приз­ра­ками», «Пор­ко Рос­со» не ста­ра­ет­ся быть филь­мом иде­аль­ным. Буд­то соз­да­вав­ший­ся по на­итию, он вби­ра­ет в се­бя от­сылки к ле­ген­дарной «Ка­саб­ланке» (1942), к италь­ян­ско­му не­оре­ализ­му, к филь­мам о во­ен­ных лёт­чи­ках, и всё это под лёг­кий ну­ар. Да­же нет­ра­дици­он­ная ком­по­зиция сю­жета зас­тавля­ет за­думать­ся о ка­кой-то неб­режнос­ти филь­ма. Но ког­да эта неб­режность выг­ля­дит та­кой ес­тес­твен­ной и со­вер­шенной, лю­бые пре­тен­зии в сто­рону ав­то­ра бес­смыс­ленны.

«Пор­ко Рос­со» — пер­вый фильм Ми­яд­за­ки на из­люблен­ную те­му ави­ации. Ми­яд­за­ки от­да­ёт дань люб­ви ев­ро­пей­ской куль­ту­ре и сво­ей лю­бимой стра­не Ита­лии, пе­рено­ся ту­да мес­то дей­ствия, од­на­ко, как это всег­да бы­ва­ет в его кар­ти­нах, да­лёкая ев­ро­пей­ская стра­на изоб­ра­жена че­рез вос­при­ятие инос­тран­ца с Вос­то­ка. На­вер­ное, по­это­му мес­то дей­ствия аб­со­лют­но не­важ­но в филь­ме, те­оре­тичес­ки ис­то­рия мог­ла про­изой­ти в род­ной для ху­дож­ни­ка Япо­нии то­го же вре­мен­но­го пе­ри­ода.

Глав­ный ге­рой — ве­теран Пер­вой Ми­ровой вой­ны ави­атор Мар­ко по проз­ви­щу «Porco Rosso» (ит. «Крас­ный свин») — под­ра­баты­ва­ет в фа­шис­ткой Ита­лии охо­той на воз­душных пи­ратов. Но толь­ко есть у не­го од­на осо­бен­ность – при туч­ном че­лове­чес­ком те­ле у Мар­ко го­лова свиньи. На про­тяже­нии филь­ма нет ни од­но­го на­мёка на то, ка­ким об­ра­зом и за ка­кие гре­хи кра­савец Мар­ко за­рабо­тал это прок­лятье. Да­же в лич­ных рас­ска­зах он ут­вер­жда­ет, что не пом­нит то­го мо­мен­та. Но са­мое ин­те­рес­ное здесь то, что жизнь Мар­ко не силь­но из­ме­нилась с но­вой внеш­ностью. Преж­ние зна­комые по-преж­не­му с ним об­ща­ют­ся, в не­го до сих пор влюб­ля­ют­ся де­вуш­ки, он мо­жет спо­кой­но гу­лять по люд­ной ули­це. Единс­твен­ное, от его вра­гов те­перь зву­чит всё боль­ше «свин­ских» шу­ток и уг­роз, опять-та­ки, без до­ли удив­ле­ния про­изо­шед­ше­му.

Как час­то это бы­ва­ет в япон­ской куль­ту­ре, мир че­лове­чес­кий тес­но со­сущес­тву­ет с ми­ром по­тус­то­рон­ним. Та­кая ди­ковин­ная вещь, как прев­ра­щение в по­луче­лове­ка-по­лус­винью, не ста­новит­ся чем-то сверхъ­ес­тес­твен­ным. Это вос­при­нима­ет­ся ско­рее как оче­ред­ное ис­пы­тание судь­бой, ко­торое сто­ит при­нять. Свер­шивше­еся с Мар­ко чу­до нель­зя наз­вать на­каза­ни­ем или бла­гос­ло­вени­ем. Это прос­то факт, ни­чего не го­воря­щий о ге­рое. Он слег­ка ал­чный, гру­бова­тый, при этом ему не чуж­да идея чес­ти, и он да­же пи­та­ет­ся в рес­то­ранах сог­ласно пра­вилам эти­кета. Здесь прос­ле­жива­ет­ся тон­кая мысль Ми­яд­за­ки о том, что срав­не­ние че­лове­ка с жи­вот­ным в не­гатив­ном смыс­ле прос­то не­воз­можна. Клю­чевая фра­за Мар­ко в филь­ме ис­черпы­ва­юща по это­му воп­ро­су: «Луч­ше быть свинь­ёй, чем фа­шис­том».

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

К воп­ро­су о фа­шис­тах: в филь­ме прос­ле­жива­ет­ся и ан­ти­во­ен­ная проб­ле­мати­ка. Сам по се­бе мяг­кий и гар­мо­нич­ный фильм, в ко­тором нет ни од­но­го тра­дици­он­но ужас­но­го зло­дея да­же сре­ди воз­душных пи­ратов, тон­ко рас­ска­зыва­ет о судь­бе зе­мель, по ко­торым сов­сем не­дав­но про­кати­лась вой­на. Жен­щи­ны, ко­торые вмес­то муж­чин со­бира­ют са­молё­ты, — это не толь­ко дань фе­миниз­му, но и об­раз опус­то­шён­ной ев­ро­пей­ской ци­вили­зации. А ку­да де­лись муж­чи­ны, рас­ска­зыва­ет од­на из луч­ших сцен за всю карь­еру Ми­яд­за­ки, офор­млен­ная как вос­по­мина­ние Пор­ко Рос­со о встре­че Млеч­но­го пу­ти из гид­ропла­нов.

«Пор­ко Рос­со» стал са­мым не­до­оце­нен­ным филь­мом сту­дии «Гиб­ли». Ми­нимум чу­дес в филь­ме, неп­ри­выч­ная ком­по­зиция с рва­ным сю­жетом, труд­но вос­при­нима­емый ге­рой хо­лод­но бы­ли встре­чены пуб­ли­кой. Но Ми­яд­за­ки на то и ге­ний, что­бы де­лать ве­щи не так, как это при­нято, а так, как под­ска­зала ин­ту­иция. Уже дав­но ста­ло мо­вето­ном на­зывать Ми­яд­за­ки дет­ским ани­мато­ром. Хо­рошая ани­мация по­дой­дёт для лю­бой воз­рас­тной ка­тего­рии. Но, впол­не воз­можно, нес­тандар­тный ани­маци­он­ный фильм мо­жет быть по дос­то­инс­тву оце­нён дет­ской а­уди­тори­ей, чьё вос­при­ятие не за­мусо­рено пра­вила­ми и за­кона­ми. И сей­час в Рос­сии сно­ва есть шанс сде­лать это пос­ле прос­мотра на боль­ших эк­ра­нах.

Больше дичи 🐗 — у нас на сайте