Найти тему
Осиянная Русь

Операция "Согласие". Когда Гитлер шел к Москве, его лишили иранской нефти

Фото из семейного архива Аксеновых
Фото из семейного архива Аксеновых

О войне оба они не любили рассказывать. Мама – по определению, характер такой. Папа с 40-х и до военной пенсии служил в осназе, то есть разведывательной части особого назначения. И до сих пор при его мундире из многочисленных орденов и медалей во всех опубликованных архивах Министерства обороны открыта только одна - Орден Красной Звезды.
Теперь уже, когда родителей нет в живых, не составить цельного рассказа, все сегодняшние вопросы запоздали. И потому в памяти только какие-то маленькие кусочки биографий.
Один из рассказов, о заброске его в Иран, мы как-то обсуждали с братом по скайпу. Предположили тогда, что относится отцовская история к 1943 году, ко времени Тегеранской конференции, где встречалась «большая тройка» - И.Сталин, Ф. Рузвельт и У. Черчилль. Накануне в Иране в общей сложности наша разведка вкупе с английской МИ-6 выловила около четырех сотен немецких агентов. Засекли и свежих диверсантов, которые вынуждены были передать в Берлин факт своего провала. Диверсии, как мы знаем, не состоялись.
Когда отец рассказывал эту короткую историю, он не называл даты, речь шла о старой контузии из-за не вполне удачного приземления с парашютом, которая всю жизнь сказывалась головными болями. Так вот, вызвали его, служившего срочную в ЗакВО, и ознакомили с приказом. Следовало ему с рацией высадиться вместе с товарищем в Иране. В вещмешке были часы разных марок, деньги и рация – по легенде был отец часовщиком. Пояснили: вся операция пройдет очень быстро. Там и наши подойдут...
Товарищ приземлился прямо на участок полиции, и судьба его так и осталась для отца неизвестной. Часовую мастерскую отец открыть не успел. Его взяли тут же вошедшие в Иран красноармейцы, взяли прямо с рацией. И солдат пинал его, контуженного, сапогом, посчитав «немецким шпионом»…
И вот, разбирая документы, записи в военном билете, поняла, что история эта относится к лету самого начала войны. Ведь в 1943 отец был уже под Сталинградом. Так я, стыдно сказать, впервые узнала, что, когда Красная Армия отступала, она и наступала. В самые первые, самые страшные дни. Думаю, это не только для меня - закрытая страница истории.
В августе 1941 года, когда вермахт рвался к Москве, Красная Армия совместно с британскими войсками осуществила неожиданную и стремительную операцию Operation Countenance в Иране. Так Германию оставили без иранской нефти. А. к примеру авиационный бензин в то время выпускали только в Баку и иранском Абадане.
"…К началу Второй мировой войны Третий рейх завоевал прочные позиции в Иране, и фактически страна превращалась в немецкую базу в регионе Ближнего и Среднего Востока. Появилась реальная угроза, что нефтяная и транспортная инфраструктура Ирана, построенная англичанами, будет использована против СССР и Британии..."
Разрешилось все быстро. Разрабатывал операцию начальник штаба ЗакВО Федор Толбухин. Поддерживали наши войска азербайджанцы, многие из которых общались с сородичами с севера и знали русский, и курды, которые мечтали о своей республике. Она и была создана, как и Южный Азербайджан, но позже Сталину и разоренной войной стране было не до проблем иранского устройства. Новые республики были брошены на произвол судьбы. Ну что тут говорить - бывало у нас не раз такое в истории, и не такой далекой. Из Ирана после войны войска, конечно, вывели.
...За разведчиком с рацией, Яковом Ивановичем Аксёновым, тогда быстро приехали. Не более недели он пробыл в Иране, но успел ознакомиться с бытом, кухней. Страшнее пули были инфекции, которые поддерживала жара... Число раненых было менее, чем число больных.
Впрочем, об этом эпизоде войны сегодня уже можно найти публикации, правда, "с позицией авторов редакция не всегда согласна".

Фото из архивов семьи Аксеновых .

--
Наталья Аксенова