Какое отношение морские раковины имеют кдобыче нефти или газа? Никакого. Тогда почему? История на самом деле очень интересная. Давайте по порядку.
1.Место действия: Британская империя, Лондон. Время: Середина XIX века.
Лондон в XIX веке – столица огромной империи, в состав которой входят Канада, Индия (Британская Индия включала современные Пакистан, Бангладеш и Шри-Ланку), Австралия, часть Африки и огромное число разных, больших и малых островов в мировом океане. В этом городе можно купить всё, что угодно. Были бы деньги. Маркус Сэмюэль, потомок евреев-эмигрантов из Баварии (его предки перебрались в Англию примерно в середине XVIII века), был хорошо известен среди моряков. Он скупал разные диковинные вещи, которые моряки привозят в Лондон со всех концов света. Потом Сэмюэль перепродавал их желающим иметь «что-то особенное», но не дорогое.
Большим спросом пользовались маленькие коробочки, украшенные морскими раковинами. Этот товар столь популярен, что во время переписи населения в Англии в 1851 г. Маркус Сэмюэль даже назвал себя «торговцем раковинами».
Торговля раковинами шла более чем хорошо, так что с 60-х годов XIX века он смог заняться импортом в Англию самых разных товаров, страусиных перьев или перца, например. Экспорт тоже интересовал предпринимателя. В 60-е годы начиналась модернизация Японии, для создания современной промышленности там требовались соответствующие станки. И Маркус Сэмюэль экспортировал английские станки в страну Восходящего Солнца.
2.Место действия: Европа и Восточная Азия. Время действия: вторая половина XIX века.
У Маркуса Сэмюэля было два горячо любимых сына. Одному родители дали имя отца – Маркус, так что он получил прозвище «младший», чтобы отца и сына можно было различать. Второму сыну Маркус дал имя Сэмюэль, так что полное имя второго ребёнка звучало как Сэмюэль Сэмюэль. Сыновья получили образование в Париже и Брюсселе, но настоящей школой стала для них компания отца и сам отец был лучшим наставником.
Сыновья явно имели способности к торговле, так что вскоре создали две фирмы: одну в Лондоне, «М. Сэмюэль энд Ко» и вторую в Японии, «Сэмюэль Сэмюэль энд Ко». Вторая фирма располагалась сначала в крупнейшем японском портовом городе Иокогама, а потом была перенесена в цент японской промышленности – город Кобе.
Хотя это и были две разные фирмы, но, по сути, это были скорее два представительства одной фирмы. Так, братья общими силами сумели ещё более развить отцовское дело, и даже играть значительную роль в индустриализации Японии. При этом, их бизнес не был завязан только на этой стране, они торговали со всей Восточной Азией. Более того, в это поверить не легко, но они были единственными английским коммерсантами, кто вёл дела с Восточной Азией в таких масштабах. Но своего торгового флота у братьев не было, они пользовались услугами маклерской фирмы «Лэйн энд Макэндрю».
3. Место действия: Северная Америка, Европа, Восточная Азия. Время действия: 80-е, 90-е гг. XIX в.
Во второй половине XIX века мировой рынок нефтяных продуктов (в виде керосина, в первую очередь), был захвачен американской компанией Джона Рокфеллера «Стандарт оил». Но Ротшильдам такое положение вещей не казалось справедливым. В Российской Империи стараниями братьев Нобелей в районе Кавказа был организован мощный нефтедобывающий район.
Его продукцию можно было использовать, чтобы потеснить на мировом рынке Джона Рокфеллера. Для транспортировки этой нефти на Восток Ротшильды и обратились к Маркусу Сэмюэлю-младшему. Тут важную роль сыграли связи, которые были у братьев Сэмюэлей в Восточной Азии, ведь именно туда Ротшильды собирались направить основной поток продаж.
Первый танкер, построенный по новой технологии для перевозок нефти в Восточную Азию, получил название «Мурекс», по названию типа морских раковин, которыми торговал когда-то Маркус Сэмюэль-старший.
В дальнйешем все танкеры, принадлежавшие компании Маркуса Сэмюэля-младшего получали наименования, связанные с морскими раковинами. Так сыновья отдавали дань отцу, который научил их ремеслу торговли и заложил основы семейного бизнеса, который из торговли раковинами превратился в транспортную компанию «Тэнк синдикейт».
4.Место действия: Северная Америка, Европа, Восточная Азия. Время действия: рубеж XIX/XX веков.
Схватка Ротшильдов со «Стандарт Оил» за мировой рынок нефти была жесткой. Понятно, что мобилизация, изменение условий сотрудничества, интерпретация действующего договора постоянно происходили между Ротшильдами и братьями Сэмюэль. В итоге, Маркус Сэмюэль очень громко стал рассказывать о своём недовольстве компаньонами всем желающим. Рокфеллер, услышав о разладе между Сэмюэлями и Ротшильдами решил купить транспортную компанию Сэмюэля, но тот отказался и продолжил развивать её самостоятельно.
В 1897 г. он переименовал компанию в The «Shell» Transport and Trading Company. На тот момент она была второй по размерам нефтяной компанией в мире. Название ( «Shell» по-английски "морская раковина") вновь отсылало к отцу.
Маркус Сэмюэль справедливо не хотел зависеть только от российских поставщиков нефти и искал других. Такие поставщики были найдены в США, в штате Техас. Однако месторождение использовали слишком бестолково и, вдобавок, оно оказалось гораздо менее обширным, чем предполагалось. Более-менее ситуацию спасало то, что незадолго до этой опрометчивой сделки «Шелл» начала собственную добычу нефти на Борнео и хотя бы там дела худо-бедно шли.
Но ситуация всё равно оставалась критической и нужно было срочно что-то делать, чтобы не потерять компанию. Было два пути: один – отдаться в объятья «Стадарт оил», продать свою компанию Рокфеллеру и стать одним из главных людей в империи Рокфеллера, но только «одним из главных людей» в чужой империи, другой – попытаться создать новую компанию с главным оппонентом «Шелл» в Восточной Азии – Голландской королевской компанией, «Роял датч». Второй путь был предпочтительнее, но там была трудная задача, без решения которой слияние или хотя бы создание общей группы «Роял датч/Шелл» было невозможно. Генри Детердинг, глава «Роял датч», хотя и понимал, что его компания в тот момент была меньше по размерам, дешевле, чем «Шелл», все равно не собирался уходить на вторые роли в новом объединении и уступить главенство Маркусу Сэмюэлю. В итоге, было достигнуто соглашение по формуле: Сэмюэль становится председателем новой компании, Детердинг – управляющим и директором, который занимается непосредственным ежедневным управлением. На пути к объединению были созданы компании «Бритиш датч», после неё – «Эйшиэйтик». Пока это по сути были разные комбинации двух компаний "Шелл" и "Роял датч". К ним подключились и активы Ротшильдов.
Тем временем положение «Шелл» ухудшалось. Волею судьбы именно в этот период своей жизни Маркус Сэмюэль стал лорд-мэром Лондона, 10 ноября 1902 г. Время, так необходимое для управления компанией, стало уходить на официальные приёмы и встречи. Положение «Шелл» ухудшалось каждый месяц. В итоге, к 1906 г. сложилась ситуация, когда единственным способом сохранить «Шелл» было объединение с «Роял датч». Но уже на условиях Детердинга. В 1907 г. была создана группа «Роял датч/Шелл». 60% акций группы принадлежали голландцам, 40% были у англичан. Маркус Сэмюэль, хотя и был председателем новой компании, не осуществлял никакого руководства и первое время не поддерживал отношений с Детердингом. Но вскоре неприязнь прошла и отношения у них наладились. Символом нового объединения был выбран символ компании «Шелл» - морская раковина. Она – символ начала пути компании «Шелл» и символ сыновней любви и благодарности к торговцу из Лондонского порта, чьи любовь, пример и советы позволили его детям добиться много в жизни.
С созданием «Роял датч/Шелл» у «Стандарт оил» впервые появился достойный соперник. Впрочем, их борьбе было суждено продлиться не долго. До 1911, последнего для «Стандарт оил», оставалось всего 4 года. А окончательное объединение «Роял датч» и «Шелл» в одну компанию произошло только в 2005 году.