Всем доброй ночи! А если во сне вам встретится кто-то из усопших знакомых, будьте тактичны, не показывайте виду, что знаете об их смерти.
Однажды во сне шла я по коридору санатория, обстановка обычная, санаторно-курортная, - чистота, красота.
И на площадке для лифта вдруг встречаюсь с двумя знакомыми женщинами, обе когда-то работали со мной в детском саду. А я (во сне) не помню, почему мы долго не виделись. Обрадовались встрече, обменялись приветствиями. Завязался обычный для ситуации разговор: спрашивают, как дела, как дети, у кого из общих знакомых что нового, я отвечаю, - беседуем.
Одна из них (пусть будет Лариса Александровна) интересуется своими дочками, я говорю, что старшая вышла замуж, младшая заканчивает школу. Лариса растрогалась, прослезилась. А я думаю, где же она была всё это время? И спросить бы, да неудобно. Всё же спрашиваю, а вы тут как поживаете? Вторая, Эмма Петровна (имя тоже изменено), рассказывает про то, как они ходят на процедуры, разные мероприятия. А надолго, говорю, вы здесь? Да, отвечают, пока лечимся. Но как-то странно переглядываются.
Я чувствую какую-то неловкость, думаю, что разговор затянулся: "Ну, ладно, рада была вас повидать, но пора уже просыпаться, скоро на работу". Эмма Петровна: "А ты в садик зайдешь"? Я: "Да". Она: "Ой, передай нашим привет, а Полине скажи, пусть пирог постряпает, у меня же завтра праздник". "Хорошо, - говорю, - передам". И обняла её.
А когда коснулась её щеки, почувствовала вдруг сквозь аромат духов острый запах мертвого тела и земли. В этот момент я вспомнила, что они обе умерли несколько лет назад. Испугалась, но вида не показала, - не тактично же. Продолжаю улыбаться, как ни в чём не бывало. Эмма всё-таки заметила моё напряжение и тихо спрашивает: "Что, чувствуется запах"? "Да, - говорю, - есть немного". Она, грустно так: "Да уж чего только не делала - и духи разные, и мыло, - всё равно пробивается. Неудобно, что люди подумают". Я ее успокаиваю: "Это если близко стоять, а так - не заметно совсем, я даже не сразу поняла, что вы мертвые. А выглядите вообще отлично, как живые." "Ой, правда? - заулыбалась она, - спасибо за комплимент". И Лариса тоже повеселела, успокоилась.
Попрощались уже более сердечно, я вышла из санатория и проснулась. Утром прихожу в садик, передаю приветы и говорю Полине про пирог. Женщины наши, конечно, удивились и стали гадать, о каком празднике идет речь. А одна из старших коллег вспомнила, что как раз сегодня у Эммы Петровны День рождения... Пирог Полина испекла.
Может быть, после смерти людям всё равно, что о них подумают. А если нет? Может, им не нравится, что их считают мёртвыми? Вот и как себя вести при встрече? Выражать соболезнования? Или лучше общаться, как ни в чем не бывало? Уж, конечно, не говорить, что плохо выглядят, и не шарахаться от них в ужасе. Не тактично же, правда?
Спокойной ночи и нам, и всем "тем", кто "там".
И пусть нас и "тех" объединяет только ночь
с четверга на пятницу...