Здравствуйте!
Вчера, 6 февраля 2020 года, компания Sony опубликовала скромную веб-страницу, на которой можно убедиться в том, что консоль действительно есть и появится в конце года, а также подписаться на новости связанные с её выходом.
Ну а пока я хотел поделиться материалом, написанным в феврале 2014 году. Шесть лет назад я начал рассказывать о том, как и почему я стал на консольный путь. Данный материал – первый из цикла. В нём – мысли игрока на ПК, о том почему консоли могут быть интереснее и удобнее. А могут и не быть – таков путь каждого. Тогда у меня уже полгода была PlayStation 3 и я только планировал взять PlayStation 4, а её Pro версии не существовало.
Консоли. Скрытая угроза
С чем ассоциируют детство те, кому сейчас больше 30? Наверняка, список будет огромным, но что-то мне подсказывает, что в нем найдутся строчки посвященные игровым консолям – Денди, Сега и прочие. Пишу сознательно по-русски, так как до сих пор помню фразу одного знакомого «Ой, Сега – это мой любимый компьютер!». То что консоль от Сеги ни разу не компьютер, я переубеждать не стал – не нашел подходящих слов, которые бы в простой (читай – детской) форме могли бы описать отличия приставки от компьютера.
Такая сложная подводка дана неспроста – я хорошо помню ощущения, когда ко мне в детстве приходили школьные друзья с приставкой под мышкой и со словами «у тебя в компьютере такого нет», запускали какой-то откровенный детский сад. Я не помню ни одной игры, которая бы мне запомнилась и это при том, что игры с ZX Spectrum до сих пор вызывают приятные ассоциации. В общем, первое впечатление о консолях было какое-то невнятное и с переходом в сторону отрицания. Постоянно было ощущение «консоли=игры для детей и чуть подросших». Понятное дело, что ощущения эти были очень субъективными .
Отчасти в этом были виноваты сами игры. В то время, когда ты управлял армиями вермахта в Panzer General, на консолях тебе показывали веселого водопроводчика. Время шло, консоли развивались, даже в недрах «Навигатора игрового мира» попытались запустить тематический журнал для приставочников, «Консоль», но не сложилось. Точно также не складывалось с консолями у меня. Но, как говорится, «до пор до времени».
Консоли наносят ответный удар
Самые терпеливые уже могут догадаться, что речь дальше пойдет о впечатлениях о консоли, а именно – о PlayStation 3. Предвижу вопрос «А почему не PS 4?» и отвечаю на него – консоль у меня появилась тогда, когда анонсы новых поколений приставок только-только отгремели. Собственно, про появление нужно упомянуть отдельно – вы уже поняли, что сам бы я вряд ли купил PlayStation 3. Для этого нужно было какое-то экстраординарное событие и оно случилось - стукнуло (а может и ударило, смотря как оценивать) мне в 2013 году 30 лет и на этот юбилей получил я PlayStation 3 из рук Константина Подстрешного, шеф-редактора «Навигатора игрового мира».
Хотите верьте, хотите нет, не знал и не думал, что будет именно так. Как потом оказалось, через родителей выяснили нет ли у меня приставки, чтобы подарок не был лишним. В общем, консоль была подарена с наказом «приобщиться к великому», в смысле пройти Heavy Rain. Учитывая, что играя в свое время в Fahrenheit от Quantic Dream, я очень проникся идеей «интерактивного кино», интерес к игре был не поддельным. Забегая вперед, скажу, что помимо Heavy Rain, была куплена Grand Turismo 5 и вся трилогия Uncharted, что называется, про запас.
Откровенно говоря, даже в тот момент, когда я стал обладателем консоли, скепсиса было много. Мысль «Ну, посмотрю, как оно там, а дальше видно будет». Все-таки компьютерная игровая школа настолько крепко сидит, что менять в ней что-то совершенно не хотелось. Впрочем, игры были впереди, а пока – создание аккаунта в PSN, регистрация, авторизация и тотальное непонимание принципе геймпада.
Почувствуй силу боли
Вы попробуйте ввести адрес электронной почты и пароль в интерфейсе времен конца 90-х. Причем, речь не идет о об основном интерфейсе, а именно о меню авторизации. Справедливости ради, по слухам, в PlayStation 4 все куда проще и удобнее. После авторизации началось крушение мифов, один из которых называется «Вставил диск и играешь», этого не произошло. Более того, когда при первом включении консоль нашла обновление и настойчиво попросила его установить, внутри возникло некое злорадство, мол, все то, за что ругают компьютеры, не чуждо и консольщикам. Да, конечно же, консоль обновляется и игры обновляются, но происходит это совсем иначе. Пользовательский опыт совсем другой.
Ощущение, когда ты взял геймпад, нажал на нем кнопку, включил пультом телевизор и спустя некоторое время играешь, оно непередаваемое. Не лучше, не хуже, оно другое – во многом из-за того, чтобы ты был ориентирован на игру и не возникало никакого соблазна, что-нибудь еще открыть прочитать, прослушать или просмотреть.
И даже тот факт, что к геймпаду я все еще привыкаю, несмотря на то, что прошло уже больше полугода, не отменяет тот факт, что пользовательский опыт более позитивный. Да что там говорить, будем откровенны – он казуальный до мозга костей, думать там практически не надо, да и негде. Хотя нет, вру, задумываться есть где и тут мы переходим от восторженных мыслей и впечатлений, в суровую, можно даже сказать, мрачноватую реальность.
Не знаю, может это у меня такие ощущение, но для меня гейминг на консоли, это нечто похожее с просмотром кинофильма – на игру нужно настраиваться, нужно специально идти к большому телевизору, предварительно уточнив у домашних не нужен ли им он. То есть, поиграть энное количество часов в Skyrim, а потом тут же переключится на нечто казуальное, как это вполне можно сделать в компьютере, не получится.
Как не получится держать на одном устройстве много игр, в надежде когда-нибудь их все пройти – в моем случае это так и вовсе не возможно, потому что встроенной памяти 12 гигабайт. Поначалу подумал, что может быть внешний жесткий диск подключить и установить все игры, которые были (три штуки), но практика показала, что одной установленной игры вполне хватает чтобы наиграться. Да и не играл я особо, до поры до времени.
Тень ПК сомнений
Прежде чем сказать, что же это за «пора» такая, скажу еще об одном моменте, который кто-то упустит из виду, а кто-то и вовсе не придаст значения. Суть в телевизоре. Да-да, я о том плоском (или не совсем, если речь о обычных телевизорах) ящике, который скорей всего стоит в «большой комнате» и, который так или иначе, кто-то из ваших домашних смотрит.
И вот это проблема – нужно или загодя застолбить его или же найти время когда никого нет, а это время, когда у тебя самая работа. Конечно же, идеальный вариант, это в каждой комнате по телевизору, но с другой стороны, большой телевизор не везде поставишь, а на маленьким играть, это не то. Кстати, о размерах. Конечно же, игра на телевизоре 46-nb дюймов и мониторе 23-х, это две большие разницы. Причем очень большие. И тут мы подходим к тому, о чем кое-кто уже успел догадаться, а возможно кто-то только этих строчек и ждет. Речь идет о GTA V.
Примечание: Под PlayStation 4 уже был куплен телевизор Sony KDL-42W828B, который вы могли видеть в некоторых распаковках. Служит верой и правдой пять с половиной лет! Но об этом – в следующем материале.
О самой игре я хочу рассказать отдельно, поверьте, там есть о чем рассказать. Для затравки могу сказать, что это игра одна из немногих, которая смогла оторвать от капустных дейликов в World of Warcraft. Играя в GTA V, на консоли которой семь лет от роду, я постоянно ловил себя на мысли (и до сих пор ловлю) о том, что технический прогресс – это во многом условная величина. Конечно же, те рекламные ролики обновленной игры под новое (оно же уже текущее) поколение консолей и ПК, которые показали на Е3 выглядят еще краше и еще прекрасней. Спору нет. Как нет никакого сомнения, что если бы была версия для ПК уже сейчас и я попытался бы ее запустить на нем, компьютер мой если бы не взлетел, то уж точно поставил бы рекорды по шумности. Если бы игра вообще запустилась.
И это при том, что железо компьютера, даже не смотря на то, что ему уже 5 лет (на 2014 год!) (за исключением видеокарты и жестких дисков, им по 3 и 2 года соответственно) моложе чем в PlayStation 3. Столь хорошая оптимизация такой красочной и громадной по содержанию игры, заслуживает по меньшей мере уважения. И этого для меня, как заядлого писишника, в глубине души расстраивает и где-то даже пугает. Расстраивает потому, что я впервые задумался о том, что вместо нового системника вполне может поселиться PlayStation 4. Если посчитать стоимость консоли и стоимость системника, на который я ориентируюсь, то даже с недешевыми играми, покупка компьютера уже не выглядит столь однозначной, а учитывая мой темп игр, даже одна игра в месяц, это для меня уже хорошо.
Хотя, конечно же я лукавлю. В конце концов 135 игр в Steam никуда не денешь. Но вот тот факт, что я уже задумываюсь о покупке, повторюсь, пугает. Так сказать, смена профессиональной ориентации, которой по факту уже и нет. Многоплатформенность, особенно в связи с выходом новых консолей, стала отчасти формальностью. Так или иначе, пора подводить вывод и делать определенные итоги.
Вместо итогов
Консоли не так страшны, как может показаться со стороны. Да, испорченная Киннектами и прочими фитнесами для девушек репутация, еще долго будет дамокловым мечом висеть над консолями. Мол, для детей. Но это уже давно не так – консоль это просто еще одна игровая платформа, которая может стать первым шагом к большим и серьезным играм. Разумеется, правоверных ПК-игроков они никогда не перетянут на свою сторону, но в тоже время, если вы не часто играете в стратегии и стороной обходите ММО-рынок игр, вопрос «Что же купить для игр?» уже не будет решаться однозначно в сторону ПК. Да и дороговизна игр во многом относительна – она позволит вам покупать только то, что действительно нужно здесь и сейчас, а не размениваться на «куплю сейчас – поиграю потом». Мне понравилась консоль в роли не единственной игровой платформы, которая позволяет играть не думая о технической стороне вопроса. Вот только не нужно от нее ждать того, что она сможет заменить компьютерные игры полностью – это разные ниши, которые призваны дополнять друг друга, а конкуренция – это уже чистый маркетинг, не более того.