Найти в Дзене
Наталия Чернышова

Жизнь бабочки или Ярко и коротко

В мире столько красоты, что удивительно – отчего он все никак не спасется? К нерукотворным творениям природы руки приложили художники, скульпторы, архитекторы, вышивальщицы и всевозможные ткачи, натворив красоты на века вперед. А мир упорно отказывается от счастья созерцать всю эту красоту и предпочитает бессилие уныния, мерзость разрушения и боль невозвратимых потерь. Почему так происходит? Что с нами не так?

Вот взять, к примеру, бабочек. Живут они всего 10-15 дней. Ну, до этого тоже была жизнь – личинка, потом гусеница, а потом куколка. Хотя, что это за жизнь? Сначала ползаешь по листьям, напрягая все тельце, стараешься слиться с этим самым листом, чтобы никто не сожрал невзначай. Потом заворачиваешься в кокон и висишь неподвижно в ожидании настоящего рождения. И если повезло, и тебя никто не сожрал уже куколкой, то напрягаешь изо всех сил уцелевшее тельце и разрываешь кокон. Наполняешь накопленными соками крылья, расправляешь их, взмахиваешь и взлетаешь. Счастье!

Вот так и у людей. Кто-то так и проползает всю жизнь гусеницей, опасливо сливаясь с листом. Кто-то навсегда зависнет куколкой, решив, что и так хорошо. И только самые отчаянные всё же решаются выбраться из кокона, наполнить накопленной силой крылья – и полететь. На радость – и себе, и встречным. И пусть даже эти бабочки наполнят мир красотой всего лишь на эти 10-15 дней. Зато в сердце останется надежда, что мир непременно будет спасен.

Все эти мысли порхали в моей голове под тихое журчание воды, звуки тропических джунглей и еле слышное шуршание крыльев бабочек, порхающих вокруг. Хотелось тишины, но людям непременно надо о чем-то говорить. Люди часто боятся тишины и отчаянно заполняют паузы ненужными словами. Вот если бы они чаще вслушивались во взмахи крыльев бабочек, провожая этих отважных страниц восхищенным взглядом. Вот тогда бы... А что тогда?

Очутиться на выставке бабочек в краеведческом музее меня угораздило именно в день рождения Набокова – фанатично обожающего бабочек. Он их ловил, изучал, любовался ими, рисовал и посвящал им стихи: «Бархатно-черная, с теплым отливом сливы созревшей, вот распахнулись она...» И прямо передо мной порхала точно такая черно-сливовая бархотка, совершенная в своей красоте.

Музейные бабочки доверчивы и любят посетителей. С моим приходом они заметно оживились и закружили вокруг. Особенно впечатлила морфа. «В переводе с мексиканского – это значит небо, упавшее на землю», – сказала словоохотливая смотрительница. «На греческом morpho – красивый или хорошо сделанный», – прочитала я на табличке под стеклом с навсегда застывшими морфами. Мексиканский вариант мне понравится больше.

Размах крыльев этих небесных посланниц достигает 25 сантиметров. На воле. Голубые проблески заметны на расстоянии до километра. Родом бабочки из Центральной Америки. Индейцы верили, что голубые морфы – это души предков, стремящиеся обратно в небо.

Всего на земле известно 170 тысяч видов бабочек. Это единственное насекомые, которые не внушают человеку страха, а наоборот вызывают восхищение. Бабочки прилагают героические усилия для выживания и размножения. Они летают среди вечных льдов, забираются на высоту шесть тысяч метров над уровнем моря, совершают перелеты через океаны, могут превратиться в сухой лист, сову или шершня, чтобы их не съели.

Бабочки на земле стремительно вымирают. В красной книге скоро места не останется. Так же, как все меньше места им остается на планете, чтобы жить. Пусть даже всего лишь 10-15 дней. Зато как ярко, красиво, размашисто. А потом улететь обратно в небо, как души предков...

Там, на выставке, я увидела одну бабочку, чьи крылья после появления на свет из кокона так и не раскрылись. Она тихо сидела в одиночестве и, казалось, о чем-то думала. Такая тихая бабочка с ограниченными возможностями. «Жалко её. Я помогла ей выбраться из кокона, а она так и не смогла расправить крылья», – грустно сказала смотрительница.

А вокруг бесстрашно порхали прекрасные творения, любопытно заглядывали в мой планшет, норовили сесть на руку. И я подумала, что бабочка, как счастье: когда пытаешься его поймать, оно ускользает, но стоит отпустить, как оно само впорхнет прямо в ладони. И если сильно повезет, то бабочки запорхают в твоем животе.