История этого калибра, удерживавшего звание самого мощного из "нитроэкспрессов" до появления в 1997 году .750 Nitro Express (впрочем, не ставшего сколько-то популярным), во многом забавна сама по себе. В конце 1980-х Уильям Фельдштейн, коллекционер оружия и охотник, хотел заказать у Holland&Holland классический штуцер под .600 Nitro Express, но столкнулся с неожиданным отказом: компания прекратила работу с этим калибром и возвращаться к нему не планировала. Что ж, если гора не идет к Магомету... то Фельдштейн просто-напросто заказал создание еще более мощного патрона у компании Bell Basic Brass.
Как утверждается, новой разработкой Holland&Holland таки заинтересовались, изготовив под этот патрон первый штуцер для Фельдштейна. На самом деле, скорее, они решили и "сохранить лицо" (мол, раз уж мы объявили в 1975 году, что перестаем выпускать оружие под .600 Nitro Express, то и не будем выпускать, а ведь работать с .700 Nitro Express мы не отказывались!), и не терять выгодного клиента, который мог себе позволить подобные развлечения. И, стоит заметить, к "шестисотому" они после все-таки вернулись. Но успев выждать, хе-хе.
Неудивительно, что патрон .700 Nitro Express (он же в метрической системе 17,8×83 R), способный разогнать 62-граммовую пулю до скорости более 600 м/с (то есть перешагивая порог дульной энергии в 12 килоджоулей) очень специфичен: подобного рода оружие более сотни лет покупается чаще не не охотниками-любителями, выезжающими на сафари, а страхующими их охотниками-гидами - ибо, если подранок начнет атаковать охотника, вопрос комфортности отдачи или веса оружия уже не принципиален, оно должно остановить зверя гарантированно, когда на выцеливание убойного места уже нет времени.
Молодой человек, нервничая, поднял ружье и выстрелил. Пуля попала буйволу около крестца. В один миг он развернулся и со страшной скоростью бросился на нас. Мы ничего не видели, кроме широко расставленных рогов, несущихся на нас по узкой тропе. Фей с достойным восхищения хладнокровием вскинула ружье и всадила две пули в лоб зверя. Это было все равно, что плеваться жеваными бумажными шариками. Увидев, что животное продолжает бежать, Фей уронила ружье и бросилась в объятия своего знакомого. Стоя на узкой тропе, тесно прижавшись друг к другу, эти дети не давали мне возможности обойти их, чтобы сделать выстрел по зверю. Буйвол вот-вот должен был добежать до нас. Я уже различал хлопья белой пены на черной груди зверя и острия его огромных рогов. Если бы это животное весом в две тысячи фунтов наскочило на нас, то мы бы наверняка были сбиты и втоптаны в землю. Когда до его рогов оставалась какая-нибудь пара ярдов, мне удалось протиснуть ствол ружья между Фей и ее знакомым и выстрелить. Буйвол грохнулся на землю, забрызгав брюки Фей пеной и кровью. По-моему, Фей и ее друг решили, что буйвол добрался до них. Так силен был удар при падении животного. Через несколько секунд Фей, открыв глаза, увидела мертвого буйвола у своих ног.
— Вот видите, — обратилась она радостно к своему другу, — Хантер покончил с буйволом. Не обижайтесь, что не Вам пришлось убить его, мы сейчас же пойдем и разыщем другого.
— Большое спасибо! — заявил молодой человек, утирая трясущимися руками пот со лба. — Меня интересует только одно, сколько потребуется времени, чтобы добраться до Найроби.
Джон Хантер, "Охотник" - кстати, вообще весьма интересная сама по себе книга воспоминаний профессионального африканского охотника
Стоит заметить, что писалось это о .500 Nitro Express, использовавшем пули весом 29-37 граммов с дульной энергией до 8 кДж - разницу с "семисотым" представить нетрудно. Так что .700 Nitro Express так и остался по сути дорогой игрушкой для обеспеченных эксцентриков (первая дюжина штуцеров под этот калибр в свое время принесла Holland&Holland около миллиона долларов) - причем не все из них хоть раз стреляли из своих ружей.
Несмотря на то, что патрон .700 Nitro Express создавался как классический штуцерный, нашлись люди, сделавшие под него и болтовую винтовку - такой вариант предложила фирма Hambrusch Hunting Weapons из австрийского Ферлаха.
Но это, конечно, оружие даже еще более штучное и редкое, чем штуцеры под "семисотый" - трудно себе представить человека, которому может понадобиться 9-килограммовая винтовка под этот калибр, ибо по скорости двух первых выстрелов она однозначно проигрывает двуствольному штуцеру, а если уж не хватило двух попаданий из подобного оружия, то третий, возможно, придется делать уже новому владельцу.
В 2017 году на выставке IWA в Нюрнберге пож этот патрон "засветилась" и однозарядная винтовка с клиновым затвором - что ж, его жесткость здесь уж точно не будет лишней.
Что же до отдачи, то стоит процитировать статью Джима Кармайкла в журнале Sporting Classics Daily:
Эффект был похож не на удар ногой по плечу, а скорее на столкновение с кирпичной стеной в темноте. Отдача винтовок большого калибра описывается некоторыми авторами как «толчок». С .700 Nitro такое глупое описание неприменимо, если речь не идет о толчке мешком с песком весом 130 фунтов. Было также мгновенное впечатление, что мой нос и челюсть разошлись в разные стороны.