Найти в Дзене
Пришелец из космоса

Арбитр (1992). Рецензия на фильм

Яндекс-Картинки
Яндекс-Картинки

Иван Охлобыстин автор сценария, режиссёр и исполнитель главной роли в фильме. Жанр фильма можно было бы определить, как панк-триллер. По сути же это абсурд, шизофрения, пафос, псевдоинтеллектуальное творчество и выпендрёж. Иногда закрадывается в голову мысль, что создатели этого «шедевра» не брезговали приёмом запрещённых препаратов во время работы над картиной. Герой Охлобыстина спрашивает у жены, не выкурила ли она вещественное доказательство, то бишь косяк. Нет. Оказалось, что косяк лежит во внутреннем кармане его рубашки. Охлобыстин элегантно вставляет беломорину в рот. Тогда так можно было. И ещё Охлобыстин то и дело размашисто осеняет себя крестным знамением перед большими иконами. Гомосексуалист фотограф Рома в исполнении Фёдора Бондарчука ещё с волосами, тоже разок перекрестился. Удивительно, но в те годы гомосексуализм ещё так не осуждался, как сейчас. Была на него даже какая-то мода. Мир фильма напоминает постапокалиптическое пространство, где мало людей, здания обветшалы и жалки. Охлобыстин играет лейтенанта прокуратуры, который с майором в исполнении Ролана Быкова разыскивает Арбитра. Арбитр – это загадочный мститель, убивающий преступников, избежавших наказания. Охлобыстин словно предсказал, обозначил крупную проблему девяностых, нулевых и последующих лет постсоветской России – безнаказанность зла. Поэтому людям нужен Палач – Арбитр, который явится и накажет всех злодеев, раз государственный суд и правоохранительная система ничего не могут исправить. Роль Арбитра исполняет Александр Соловьёв. В фильме нет по большому счёту ни злодеев, ни положительных героев – есть в этом что-то от ницшеанского «по ту сторону добра и зла». Впрочем, следует уточнить, что злодей один всё же есть – это жертва Арбитра, некий бандит, он промелькнёт совсем мимолётно на экране. Мать героя Охлобыстина в исполнении Риммы Марковой чистит его пистолет и спрашивает сына, собирается ли он чего-нибудь добиться в жизни. Конечно, нет. Главный герой видит смысл дальнейшего существования в том, чтобы просто жить. И в этом есть глубокая мысль. Какой смысл чего-то добиваться, к чему-то стремиться, делать карьеру в дурдоме, каким предстаёт окружающий мир в картине. Герой Охлобыстина Андрей хочет уйти из прокуратуры, но куда уйти? Здесь проявлена мысль Ивана о том, что он находился в момент создания картины в поиске себя. Через какое-то время он стал задумываться об уходе из кино, из которого-таки ушёл в церковь, чтобы потом вернуться обратно. Картина не имела большого успеха у зрителей.