В последнее время много споров по поводу того, что нужно сделать, чтобы повысить качество образования. Современная школа находится под колоссальным прессингом. После совещаний в режиме ВКС с министерством не только работать, жить не хочется. Постоянно звучит «школа должна», «учителя должны», «директора должны»… Позвольте спросить: а с чего это мы столько задолжали? И почему только мы задолжали?
Если изобразить образовательный процесс в виде схемы, то это будет равносторонний треугольник, где стороны представляют участников образовательных отношений (школа, учащиеся, родители). Треугольник должен быть именно равносторонним, только тогда будет результат. Перекос в любую сторону недопустим. Каждый должен выполнять свою функцию. Школа должна обучать и создавать условия для обучения. Ребенок должен учиться, а не ждать пассивно, что учитель каким-то чудесным образом поместит знания ему в черепную коробку. Учебная деятельность – это святое. Только приложив усилия, можно добиться результата. Никто не просит родителей учить своих детей, заниматься с ними. Задачи родителей – контроль над выполнением детьми домашних заданий и создание условий для занятий дома. Пусть он выполнит задание неправильно, как может, но ВЫПОЛНИТ! Только тогда учитель сможет понять, в чем проблема и как помочь вашему ребенку.
Много говорят о том, что необходимо периодически проводить тестирование учителей с целью выявления уровня их компетентности. Да, это неплохой способ мотивировать учителей на самообразование. Я бы согласилась с этим, но только в том случае, если вместе с учителями это тестирование будут проходить и директора школ, и представители департаментов образований, и работники министерства без всяких исключений. А почему бы и нет?
Почему никто не задумывается об огромном количестве курсов, которые должен пройти учитель. Все курсы действительны только три года. Я подсчитала: если учитель будет проходить обучение на всех необходимых курсах (включая обучение по охране труда, инклюзивному образованию, санитарный минимум, пожарный минимум, оказание первой медицинской помощи и т.д), то целый год (из трех!) он должен учиться. Вопрос: а когда он должен учить детей? К тому же в трубу улетают миллиарды муниципальных и государственных денег на оплату этих курсов. Почему нельзя оставить обязательными предметные курсы, а остальные пройти один раз при поступлении на работу. Ведь программы обучения на вышеназванных курсах не меняются десятилетиями. В чем смысл проходить их каждые три года?
Необходимо ослабить на шее школы тяжелое ярмо в виде всякого рода конрольно - карающих органов. Они истязают школы бесконечными проверками не для того, чтобы обеспечить законность, а только лишь для того, чтобы доказать целесообразность своего существования. Я в эти новогодние праздники, впервые за много лет работы, не попала ни на один утренник, не смогла поздравить своих учеников с Новым годом. Я караулила оферты на сайте госзакупок, писала ответы на предписания прокуратуры, Роспотребнадзора, Госпожнадзора. Я просто не смогла выбраться из-под бумажных завалов. Штаты надзорных органов непомерно раздуты. Каждый из них непременно хочет собрать со школ максимальное количество бумажек, штрафов, чтобы создать видимость бурной деятельности.
Учтет ли новый министр эти проблемы современной школы. Сомневаюсь. Боюсь, что прессинг станет ещё сильнее. Перекос в нашей схеме уже сейчас очевиден.
В рассказах на моем канале есть такой персонаж – Елена Константиновна, директор сельской школы. Это собирательный образ. Я писала ее с моих коллег. К сожалению, все рассказы основаны на реальных событиях (они не являются плодом больной фантазии автора). Они отражают реальные проблемы современной школы.