Для детей творчество — это мост к обучению. Один из важных способов, с помощью которого ребенок настраивается на свое творчество, — это эксперименты с художественными и письменными материалами. Предлагая детям в раннем возрасте различные забавные опыты с карандашами, красками, мелками и не только, в будущем вы увидите результаты.
Для очень маленьких детей искусство и навыки раннего письма — это одно и то же. В развитии детей есть четыре стадии рисования и письма, которые можно наблюдать в возрасте от 15 месяцев до пяти лет. Тем не менее, они приблизительные, и каждый ребенок овладевает навыками рисования со своей скоростью.
1. От 15 месяцев до 2,5 лет: случайные каракули
Для начала ребенок просто выясняет, что есть такая классная вещь как мелки или карандаши, на что они способны, и что их движения приводят к появлению линий и каракулей — он может сделать настоящую отметку в мире.
Эти каракули появляются вследствии больших движений от плеча, при этом карандаш или фломастер ребенок держит в кулаке.
На этом этапе многие дети особенно получают удовольствие от отклика, вызванного чувствами: ощущение карандаша в руке, запах краски, мягкость глины.
Для кого-то такая сенсорная информация может оказаться слишком сильной, и некоторые художественные занятия, например, рисование пальцами, могут ребенку не понравиться. В этом случае стоит дать ему время привыкнуть к новым ощущениям.
Что делать в это время?
Сделайте искусство постоянной частью игрового времени: предложите короткие, простые в использовании мелки, толстые карандаши и стирающиеся фломастеры, большие листы бумаги.
Рисуйте вместе: возьмите его руку с карандашом в свою руку и нарисуйте пару простых фигур.
Можно разложить листы на полу или наклеить бумагу на стол, чтобы она не двигалась во время рисования. По мере роста ребенка в материалы можно включить смывающиеся краски, а также домашнее тесто или глину.
2. От 2 до 3 лет: контролируемые каракули
По мере того, как ребенок начинает лучше контролировать свои движения, его каракули становятся более четкими. Дети могут делать повторяющиеся отметки на листе: открытые круги, диагональные, изогнутые и другие линии. Постепенно они начинают держать карандаш между большим и указательным пальцами.
Что делать в это время?
Не стоит давать инструкций, пусть ребенок сам исследует и экспериментирует. Кроме того, лучше не предлагать ребенку раскраски — они будут ограничивать его фантазию. Независимость — это то, что ищет растущий малыш, чтобы чувствовать себя уверенным. Можно просто сидеть рядом и наблюдать за процессом его творчества и самовыражения.
Хвалите и выставляйте творчество и письмо ребенка, чтобы он знал, что его работа ценится. Художественный опыт помогает детям развивать самостоятельность, придумывать ответы и чувствовать уверенность в выборе, который они делают.
3. От 2,5 до 3 лет: линии и шаблоны
На этом этапе ребенок понимает, что письмо состоит из линий, кривых и повторяющихся шаблонов и пытается подражать этому в собственном письме. Вы можете видеть элементы букв на его рисунке: линии, точки и кривые. Это захватывающее время, так как малыш понимает, что его рисунок передает смысл. Например, он может записать что-то, а затем сказать, что значит это слово — это важный шаг к чтению и письму.
Что делать в это время?
Экспериментируйте с различными художественными материалами. Пусть дети рисуют руками, ватными палочками, сухими кистями, отпечатками осенних листов, носом — чем угодно.
Рисование пальцами и руками — важный этап в развитии мелкой моторики ребенка. Также, от развития движения пальцев рук зависит работа зон коры головного мозга, отвечающих за речь.
Нанесите на поверхность пятно краской или соусом, и пусть ребенок разотрет его руками или пальцами. Затем попытайтесь разглядеть образ и дайте ему дорисовать его: пальцами, углем или сангиной.
Рисуйте вместе мелом на асфальте и наблюдайте за тем, как вода меняет его цвет. Добавьте порошковую краску или блестки в песочницу, где играет ребенок. Во время купания добавьте в воду немного пищевых красителей и смотрите, как смешиваются разные цвета.
4. От 3 до 5 лет: изображение объектов и людей
В этом возрасте ребенок четко планирует, прежде чем начать рисовать. Способность удерживать изображение в уме и затем передавать его на листе бумаги развивается постепенно и означает развитие абстрактного мышления. Это важный момент, так как ребенок понимает, что линии на бумаге могут быть символом разных объектов: дома, кошки, человека.
Первые детские рисунки строятся на основе круга: например, солнце — круг с палочками или голова человека. Также появляется больше деталей и цветов на рисунках, больше контроля над тем, как ребенок обращается с карандашом или краской.
Ребенок осознает разницу между рисованием и письмом и начинает подписывать рисунки. Когда малыш сможет поделиться своей историей, он будет мотивирован на то, чтобы создавать все больше и больше работ.
Что делать в это время?
Обращайте внимание на процесс, а не только на результат. Иногда мы зацикливаемся на том, что деревья должны быть зелеными, а не фиолетовыми. Но дети учатся больше, когда мы концентрируемся не столько на том, что они рисуют, сколько на том, что они думают о своем рисунке.
Разглядывайте рисунки вашего ребенка: линии, цвета — они могут многое рассказать. Поделитесь своими чувствами или попросите его рассказать о своей работе.
Также используйте творчество, чтобы помочь ребенку выразить сильные эмоции. Оно поможет понять чувства, которые невозможно передать словами. Пусть он нарисует очень злую картину или сделает себе друга из декоративного теста.
Текст: Валерия Маркова